Волгоградская транспортная прокуратура оштрафовала авиакомпанию «Победа» за несоблюдение прав пассажиров: отменив по метеоусловиям рейс из Волгограда в Санкт-Петербург, лоукостер не предоставил пассажирам ни питания, ни напитков, ни гостиницы.
Местным жителям невелика беда: вернулся домой и спишь в своей кровати, а вот иногородние оказались в неприятной ситуации.
Самое интересное – это размер выписанного штрафа: 20 тысяч рублей. При 180 пассажирах это всего 111 рублей на человека. Разумеется, при таких штрафах авиакомпании куда выгоднее заплатить копеечку в пользу государства, чем кормить, поить и укладывать спать пассажиров. Понятно, что затраты в такой ситуации могут даже превысить выручку с рейса. Однако закон есть закон и такие риски должны быть заложены в тариф.
С точки зрения закона предоставление напитков, питания, гостиницы и средств связи пассажирам регламентируется пунктом 99 Федеральных авиационных правил. А отмена рейса по метеоусловиям не может являться причиной для одностороннего расторжения договора воздушной перевозки по инициативе авиакомпании. Иначе говоря, нельзя просто отменить рейс, вернуть всем деньги за билеты и умыть руки, такое одностороннее расторжение противоречит статье 107 Воздушного Кодекса РФ, где перечислены все возможные причины подобного расторжения (в основном они связаны с невыполнением пассажиром тех или иных условий). То есть, вас и перевезти должны, и в соответствии со временем вынужденного пребывания в аэропорту предоставить перечисленные в 99-м пункте услуги.
Однако если этого не происходит, пассажир может сам купить себе еду и напитки, а также разместиться в гостинице, и купить себе билет на рейс другой авиакомпании взамен отмененного, и затем возместить все затраты за счет перевозчика по суду или даже по досудебной претензии. Стоит отметить, что траты должны быть разумными: если вы предъявите счет на банкет с изысканными винами и президентский люкс в пятизведочном отеле, то за такие «излишества» вам дадут компенсацию разве что если вы купили билет в первый класс на дальнемагистральный рейс (но таким пассажирам авиакомпании, у которых в принципе есть первый класс, все организуют сами и по судам бегать не нужно).
Стоит отметить, что 20 тысяч рублей – это в России вообще стандартный размер штрафа, взимаемого с авиакомпании за любые злодеяния; неважно, пострадал один пассажир, с которого незаконно взяли доплату за портфель в ручной клади или 180 пассажиров отмененного рейса, контролирующие органы выписывают штраф в 20 тысяч. Чаще всего этим и заканчивается, поскольку большинству пассажиров лень обращаться в суд для отстаивания своих прав. Так будет продолжаться до тех пор, пока штрафы не будут многократно увеличены: если бы на горизонте маячил штраф, скажем, в 2 миллиона рублей, а при отмене рейсов пассажиры не были предоставлены сами себе, уровень сервиса в российских авиакомпаниях стал бы куда более европейским.
Фото (с) avtodispetcher.ru