Летний сезон 2012 года оказался удачным для въездного туризма Петербурга. Всего, как ожидается, в этом году город примет 5,7 млн. гостей, из них 2,5 млн. – иностранные туристы, 3,2 млн. – россияне. По словам исполняющего обязанности председателя Комитета по экономическому развитию, промышленной политике и торговли правительства Санкт-Петербурга Игоря Илюхина, к 2015 году количество туристов должно возрасти до 7 млн. человек. Этому будет способствовать развитие гостиничной инфраструктуры, функционирование морского пассажирского порта, а также строительство нового терминала аэропорта Пулково.
Туроператоры оценивают рост объемов в 7-10%, а рост цен на турпакеты – в «инфляционные» 10%. Как полагают во многих компаниях, рост интереса иностранных туристов к Санкт-Петербургу, как и к России в целом, растет, в том числе, и благодаря приближению Олимпиады-2014.
По мнению участников рынка, перераспределения турпотоков практически не происходит. Правда, во многих компаниях отметили растущий поток индивидуальных туристов – европейцы чаще стали ездить в Санкт-Петербург не в составе больших тургрупп, а по 2-3 человека или семьями. А настоящей сенсацией сезона стало появление на петербургском рынке состоятельных индийских туристов. Именно их первые группы принесли многим компаниям небольшой рост, заставив их задуматься о продвижении продукта на новом рынке. Тем более что международные аналитики относят Индию к странам с высокими темпами роста национальной экономики, и к 2020 году число ее граждан, выезжающих за рубеж, составит 50 млн. человек. Например, в Австралии, которая, кстати, находится от Индии на таком же расстоянии, как и Россия, в 2011 году побывало 148 тыс. индийских туристов. Они потратили в этой стране 867 млн. австралийских долларов.
Все принимающие петербургские компании постоянно предлагают своим зарубежным партнерам новые объекты показа, новые программы и идеи туров в Санкт-Петербурге, но особого интереса они не вызывают. Например, недавно открывшийся музей современного искусства «Эрарта» рекламируют все турфирмы, но в итоге с трудом набирают небольшие группы. И проблема отнюдь не в самом музее, его местоположении или коллекции, просто «Эрарта» – это музей для молодой, продвинутой, столичной публики, а основная масса европейцев, приезжающих в Петербург, – люди пенсионного возраста из провинции.
Единственное, что хорошо воспринимается как новое – интерпретации в классике, например, экскурсии формата «Малые дворцы Петергофа», или интерактивные программы в дворцовых парках, или специальные программы в музеях. Кроме того, как полагают туроператоры, на международном рынке сегодня заметна антикризисная тенденция к удешевлению пакета, поэтому все опции типа «катание на кораблике под разводными мостами» – из разряда дополнительных услуг.
Корреспондент RATA-news попросил туроператоров оценить итоги сезона.
Лилия Гарбуз, президент компании «Коминтур»
– Сезон идет активно, рост наших объемов составляет 7-10%. Мы стали ощущать заинтересованность со стороны отелей, работать с ними стало значительно легче. Развивается групповой туризм из Китая, а вот для европейцев характерен рост интереса к индивидуальным турам. Сейчас в Германии стали даже публиковать каталоги с расчетами туров от двух человек. Понятно, что цены на такие туры выше, но это не смущает состоятельных немецких туристов. Кстати, прирост у нас дали как раз Германия и Швейцария, лучше стало и с итальянцами. Думаю, дальше интерес к России будет расти в связи с предстоящей Олимпиадой в Сочи и другими крупными мероприятиями. Это уже чувствуется.
Геннадий Гостев, заместитель директора компании «Фремад Раша»
– Сезон ровный, по объемам на уровне прошлого года. Отмечаем небольшой прирост числа туристов из Польши. Спокойнее в этом году стало работать с гостиницами, правда, некоторые сложности в начале сезона у нас возникали с московскими отелями. Периодически сталкиваемся с транспортными проблемами в двух столицах, из-за пробок даже случались опоздания групп к самолетам.
Валерий Фридман, генеральный директор фирмы «Мир»
– Сезон показывает рост до 10% за счет появления нового рынка. К нам неожиданно поехали индусы, причем богатые, с запросами на отели 4-5 звезд. Стабильный поток идет из США, Латинской Америки, Канады, Австралии, Великобритании. Европа с 2008 года едет все меньше. Если с гостиницами и музеями особых трудностей нет, то с транспортниками возникают проблемы. В этом сезоне цена на туристский автобус поднялась на 30%!
Леонид Флит, генеральный директор компании «Ника»
– Сезон на уровне 2011 года с небольшим ростом в 5-7% за счет туристов из Юго-Восточной Азии, особенно – Китая. Европа у нас на том же уровне, стало меньше Франции. Впервые появились две группы индусов!
Вера Белявская, генеральный директор компании «Виа Ханса Санкт-Петербург»
– Объемы возросли на 5-10%. Поскольку мы работаем с европейским рынком, отмечаем хороший спрос со стороны Германии. Трудности у нас возникают с посещением музея Пушкина. Несмотря на частые «ранние открытия», попасть в музей сложно. Мне кажется, в летний период можно было бы и продлить часы работы столь востребованного у туристов объекта посещения. Сейчас если это и делается, то исключительно по особой заявке.
Кирилл Катин, генеральный директор BSC APEX Ltd
– Наша компания работает с vip– и инсентив-клиентами. Их интерес к Санкт-Петербургу возрастает, прежде всего, потому, что гостиницы предлагают вменяемые цены (правда, за исключением июня), в музеях уже не такие толпы, как раньше, открывается много хороших ресторанов. Однако уровень сервиса по-прежнему ниже, чем в Москве, об этом говорят все, кто был в обоих городах. По моим наблюдениям, европейцы чаще стали ездить семьями по 4-6 человек, чем группами. Поэтому программы, в основном, ориентируются на семейный спокойный отдых. Многие корпоративные иностранные клиенты начинают планировать крупные мероприятия на 2014 год – это хороший знак, так как в последние годы никто так заранее ничего не спрашивал. Понятно, что связано это с Олимпиадой в Сочи.
В компании «Экспо-Тур», которая принимает только российских туристов, RATA-news сообщили, что в 2012 году есть небольшой рост потока, а туристы едут в основном из Нижнего Новгорода, Белгорода, Краснодара и Москвы. Сфера интересов россиян также не выходит за рамки традиционного пакета. Правда, в последнее время у москвичей, которые приезжают в Петербург в третий раз, появились вопросы о музее воды или балах на Елагином острове. Но обычно запрос типа «предложите нам что-нибудь эдакое» заканчивается выбором Кунсткамеры.
Россияне, как сообщили в «Экспо-Тур», предпочитают недорогие программы: для размещения туристы из регионов запрашивают хостелы или очень дешевые отели, а москвичи любят «Прибалтийскую» из-за аквапарка или «Азимут Отель». Впрочем, в других принимающих компаниях свидетельствуют, что вопрос цены для внутренних туристов сейчас стоит не так остро, как раньше. Все больше их можно встретить в люксовом секторе.