В ежегодном соревновании за право принимать туристов, предпочитающих отдых на черноморском побережье, Крым пока что опережает Краснодарский край по более доступным расценкам на туры. Как сообщают операторы по внутреннему туризму, к которому на нашем рынке принято относить и Крым, полуостров традиционно остается на 15-20% менее дорогим пляжным направлением, чем курорты Кубани. Подчеркивают специалисты и достойное качество проживания и услуг в крымских отелях и здравницах, во многом не уступающих российским объектам размещения. Как рассказал RATA-news генеральный директор компании «Дельфин» Сергей Ромашкин, в последние годы спрос на Крым с трудом поддается прогнозам, его колебания не зависят от стоимости туров, усилий операторов и чиновников из министерства курортов и туризма республики. По его мнению, пока спрос остается на уровне прошлого года, и в нынешнем сезоне на него влияют два ключевых события: «Во-первых, это инаугурация нового президента России, влекущая за собой неизбежные кадровые перестановки. Во-вторых, Чемпионат Европы по футболу, который задержит дома мужское население страны, а значит, и их семьи, до решающих матчей. Оба фактора, как подсказывает опыт, тормозят развитие спроса на первые летние месяцы».
Небольшое повышение расценок на наземное обслуживание компенсируется снижением курса гривны по отношению к рублю примерно на 7%. «Когда чиновники «рассядутся» по кабинетам, а Россия, надеюсь, достойно завершит участие в Евро-2012, мы увидим, что к июлю-августу спрос на Крым опять подрастет. В целом, аналогичный прошлогоднему сезонный результат уже можно будет считать удачным», – считает Сергей Ромашкин.
Его коллега по цеху, генеральный директор компании «Алеан» Илья Уманский оценивает наступающий сезон в Крыму как весьма перспективный: «Только за первый квартал 2012 года рост продаж у нас составил более 80% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. К высокому периоду мы ожидаем роста в пределах 30%, под эти расчеты формируем свои бюджет и предложения».
Стоимость размещения и экскурсионного обслуживания по отношению к прошлому году подросла всего на 3-5%, а вот более высокая цена авиаперевозки может повлиять на сезон в целом. Прошлогодний уход с рынка бюджетной авиакомпании «Авиановы» привел к повышению нижней планки тарифов на авиабилеты в Крым. «Сейчас перелет из Москвы в одну сторону стоит от 4500 руб., в прошлом году «Авианова» предлагала меньшие цены. А ведь ближе к высокому летнему периоду они заметно вырастут», – спрогнозировал Илья Уманский. Правда, у отдыхающих, как напомнил г-н Уманский, есть возможность добраться на полуостров по железной дороге, цена билета на поезд обойдется на полторы тысячи дешевле. И конечно, значительная часть туристов приедет на отдых за рулем собственного автомобиля или на автобусах. Резюмируя сказанное, эксперт подчеркнул, что сезон в Крыму ожидается не хуже прошлогоднего, что, в первую очередь, обусловлено ценовой разницей с Краснодарским краем в пользу Крыма.
По словам генерального директора компании «Мультитур» Алексея Высоканова, российский рынок на крымском направлении за четыре месяца текущего года показывает рост в 10-15% по сравнению с тем же периодом 2011 года. Он уверен, что операторы смогут заработать на курсовой разница валют, тем более, сейчас гривна падает по отношению к рублю. «Хорошо берут июнь-июль, начинают бронировать август. С каждым годом продажи начинаются все раньше, благодаря акции раннего бронирования начало активных продаж с весны сместилось на зимние месяцы», – рассказал г-н Высоканов.
По его словам, в первую очередь разбирают брендовые объекты, типа санаториев «Ай-Петри», «Мисхор», места в которых надежнее бронировать заранее. Некоторые крымские объекты размещения, добавил он, оставили прошлогодние цены, другие подняли стоимость своих услуг, но не более чем на 10%.
В компании «Астравел» отмечают некоторое снижение интереса россиян к отдыху на крымских пляжах. Как утверждает ведущий менеджер по Крыму Игорь Великий, спрос снизился на 10-15% по сравнению с прошлым годом. Среди основных причин спада он называет финансовые проблемы и банкротство некоторых российских операторов, что приводит к недоверию людей к турбизнесу вообще. «Многие уходят в онлайн-поиск и бронирование поездок, к тому же с каждым годом таких возможностей становится все больше. Языковых проблем на этом направлении нет, берут жилье и в бюджетном частном секторе», – пояснил г-н Великий.
По его оценкам, глубина продаж зависит от объекта размещения. Дефицитные и эксклюзивные объекты, такие как, например, санатории «Днепр», «Ай-Петри», «Россия», «Утес», продаются заранее, в здравницах попроще, как правило, можно выкупить места и накануне заезда.
Так же, как его коллеги, он уверен, что курсовая разница валют, по итогам сезона, принесет дополнительную прибыль. «В начале продаж курс гривны был равен 4 руб., сейчас – 3,7 руб., для российского рынка это хорошо. Но во второй половине сезона гривна обычно начинает расти, в том числе и поэтому раннее бронирование так выгодно для наших туристов», – подчеркнул Игорь Великий.