Туроператоры по въездному туризму, которые сейчас завершают подписание контрактов на будущий год, говорят, что на бронированиях ожидания кризиса пока не отразились, и рассчитывают в будущем году, как минимум, на объемы этого года. «Пессимизма у нас нет, - сказал генеральный директор ООО «Интурист» Николай Какора. – Если, как прогнозируют, и разразится вторая волна кризиса, значит, какой-то рынок просядет, а какой-то поднимется. Все это уже было, и опыт преодоления нестабильных времен у нас есть». По словам Н. Какоры, уже минувшим летом было очевидно, что на Европу российскому въездному рынку рассчитывать не стоит. Увеличение объемов, если и было, то очень незначительное. Большинство же туроператоров говорит о том, что турпоток из европейских стран остался на уровне прошлого года. Не возлагают надежд в «Интуристе» и на американский рынок. «Американские туристы -это круизные туристы, - отметил Н. Какора. - Они прибывают в Петербург и больше никуда не едут. Туропоток из Америки в 10-15 тыс. человек погоды не делает. Ситуацию в этом году спасли туристы из Азии - Китая, Ирана, Ирака, Гонконга. Рост на этих направлениях мы оцениваем в 30-50%. Эта тенденция сохранится и на будущий год. Тем более, что Ростуризм намерен объявить следующий год годом Китая в России и России в Китае». Генеральный директор компании «Тари-тур» Марина Левченко также уверена, что въездной российский рынок не пострадает в будущем году. «Мировой туристический рынок уже пережил недавний кризис, выстоит он и на этот раз, - считает М. Левченко. - Во всяком случае, пока наши зарубежные партнеры спокойно относятся к ситуации». Пока нестабильность отражается на курсе валют. По словам М. Левченко, этот фактор не влияет на стоимость туров для иностранных туристов. «Мы работаем главным образом с американским и японским рынком, - пояснила она. – Для туристов из этих стран доллар и йена не привязаны к евро и рублю». Н. Какора также заверил, что колебания рубля по отношению к иностранным валютам не отразится на стоимости туров для иностранных туристов. «Партнеры делятся маржой в зависимости от того, в чью пользу курс, - пояснил Н. Какора, - и этот механизм хорошо отработан. Мы все заинтересованы в том, чтобы мы все «выжили». Более того, со многими зарубежными туроператорами мы ведем расчеты в рублях, и они уже сами применяют механизмы управления рисками». Правда, М. Левченко подчеркнула, что многое будет зависеть от ценовой политики отелей. По ее словам, с наступлением осени, а, значит, и ростом деловой активности, отели уже подняли цены. Важность ценовой политики поставщиков услуг подчеркнула и исполнительный директор компании «Райзебюро ВЕЛЬТ» Лариса Зазулина. «Памятуя прошлый кризис, понятно, что многое зависит от того, насколько оперативно отреагируют поставщики услуг, в частности, отели, - заметила собеседница "Интерфакс-Туризма". - Только они могут снижать цены и привлекать гостей. Тот, кто быстрее отреагирует, тот и получит клиента». Л. Зазулина сообщила, что пока признаков кризиса «Райзебюро ВЕЛЬТ» не ощущает, забронированные мероприятия не отменяются. Правда, отметила она, если летом был отмечен устойчивый рост, то сейчас темпы роста замедлились. По оценкам экспертов, стоимость туров для иностранных туристов в будущем году останется на уровне нынешнего года. И даже если кто-то из туроператоров на первом этапе переговоров цены и поднимет, то потом все равно будет вынужден их снизить. Сейчас иностранцы покупают стандартные туры на 7-10 дней и гораздо реже - на 14 дней, а также речные круизы. Стоимость недельного «сухопутного» тура составляет от 400 до 1000 евро в зависимости от программы без стоимости перелета. Как и прежде, иностранные туристы едут в Москву, Санкт-Петербург и по городам Золотого кольца, единицы отправляются в туры по Сибири. По-прежнему возвратных иностранных туристов практически нет. По данным Минспорттуризма, в первом полугодии этого года Россию посетили около 1 млн. иностранных туристов, что на 8,6 % больше, чем за аналогичный период прошлого года.