Иду по самой кромке крепостной стены Орешка, вид - завораживающий.
Бескрайние просторы Ладоги, новостройки Шлиссельбурга, сельские виды поселка имени Морозова... Да и сама крепость как на ладони. Можно представить, что именно с такой высоты взирали на цитадель, занятую тогда шведами, петровские солдаты, под градом пуль взбираясь на стены по штурмовым лестницам... Мы стали одними из первых, кто получил возможность совершить этот «ладожский променад». Сезон открылся, и теперь по крепостной стене смогут пройти все гости Орешка, которые в новом туристическом сезоне увидят здесь немало любопытного.
Для тех, кто давно не был в Орешке, поясним, что крепость расположена на острове посреди Невы, возле ее истока из Ладоги. С одной стороны Шлиссельбург, с другой - поселок имени Морозова.
Долгие годы головной болью музея была ситуация с перевозом туристов и причалами. Начнем с того, что в Шлиссельбурге. Казалось бы, совершенно естественная и элементарная вещь - крыша у пристани, где можно спрятаться от дождя и пронизывающего ладожского ветра. Прежде пассажирам приходилось ждать кораблик под открытым небом - теперь, слава богу, появился современный крытый павильон.
Причал выкупила частная фирма. Получила предписания, обследовала его, отремонтировала. К этой пристани будут швартоваться три теплохода: «Крепкий Орешек», «Заря» и «Миллениум-1». Цена осталась на уровне прошлого года - 250 рублей в оба конца, льготная - 200 рублей.
Что же касается причала в самой крепости, то только в прошлом году его передали из собственности Росимущества городу, а тот, соответственно, отдал его музею в оперативное управление. Теперь там тоже смогли сделать ремонт.
Теперь в крепость можно попасть и из поселка имени Морозова. В прошлом году там стал работать перевоз: бизнес активно развернула молодая семейная пара. Небольшие суда доставляют туристов в Орешек. Кстати, от причала в поселке - пять минут до железнодорожной станции Петрокрепость...
Но все то, о чем сейчас говорят как о достижениях, прежде было делом совершенно обычным. В позднее советское время добраться в Орешек можно было без труда и из Шлиссельбурга, и из поселка имени Морозова. А туристические теплоходы, следовавшие на Валаам или в Кижи, нередко причаливали к острову. Потом все это почему-то прекратилось, оставалось лишь одно допотопное суденышко, на птичьих правах курсировавшее на линии Шлиссельбург - Орешек. Выручали частники на катерах: в городке, где с работой было туго, это был неплохой способ заработка...
- Теперь ситуация коренным образом изменилась. В прошлом году мы уже заработали на входных билетах около 15 миллионов рублей, их покупает каждый, кто только ступает с корабля на остров, - рассказывает Сергей Орлов, заведующий музейным филиалом в Орешке. - Наши затраты за то же время составили порядка 6 миллионов рублей. Вообще за последние несколько лет посещаемость крепости серьезно выросла: были десять тысяч человек в год, теперь - девяносто - сто тысяч.
В островном музее очень рассчитывают на рост потока за счет туристов из Китая. Гостями из Поднебесной востребован маршрут по Дороге жизни, а он проходит через поселок имени Морозова... В крепости для китайцев подготовили облегченный маршрут, связанный с популярной у них революционной тематикой.
- Что мы сделали за зимний сезон? - продолжает Орлов. - Самое главное - заменили шатры на башнях и крышу над пряслом боевого хода. Они были в аварийном состоянии...
Как уточнил руководитель реставрационных работ Ростислав Судаков, деревянные конструкции выполнены из сосновых досок, пропитанных специальным раствором. При реставрации флюгера на Государевой башне мастеров ждала любопытная находка: внутри шара была обнаружена записка реставраторов, датированная летом 1980 года, когда и был воссоздан этот флюгер по оригинальным чертежам XVIII века.
- Текст приблизительно такой: денег не хватает, профсоюз не работает, так что не обессудьте, если работу сделали недостаточно качественно, - рассказывает Ростислав Судаков. - Записку мы передали в музей как исторический артефакт. Кроме нее в тайнике была еще газета «Правда» за июль 1980 года... Оставлять послания потомкам - традиция реставраторов. Так что когда лет через 30 - 40 будут проводить очередную реставрацию, то, наверное, тоже найдут какую-нибудь записку. А работу предыдущие мастера сделали качественно, у нас к ним претензий нет...
ФОТО Александра ДРОЗДОВА