Основатель Tez Tour: "Многие сейчас в зоне убытка"

Александр Буртин о спаде в туротрасли, новогодних праздниках, убытках, запрете на выезд госслужащих и главной задаче туроператоров – выжить

Александр Буртин – один из трех бизнесменов, создавших в далеком 1994 году компанию Tez Tour. Она стала безусловным лидером по массовым туристическим направлениям. Визитная карточка компании – желтые автобусы в египетской пустыне; выручка в прошлом году составила 30 млрд рублей (оценка Forbes). Но мы встречаемся с Буртиным не под палящим солнцем, а в холодной осенней Москве. В воздухе витает предчувствие кризиса, а рубль летит вниз, как в гигантском слаломе. Туристическая отрасль – одна из первых потенциальных жертв экономической стихии. Скачки валютного курса для нее критичны, а запрет на выезд госслужащих добавляет драматизма. Пережили два кризиса, переживем и этот, говорит Буртин.

– Недавно врио Ростуризма Олег Сафронов заявил, что по итогам 2014 года выездной турпоток может снизиться на 25–30%. По вашим ощущениям, такие же цифры?

– Я не очень готов, грубо говоря, считать по головам. Вероятно, снижение есть. Но нас волнует другое. Существует несколько сегментов выездного туризма. Во-первых, дорогие туры. Это престижные направления вроде Мальдивов, Сейшельских островов или ОАЭ. Во-вторых, дальние направления. Это любая страна, куда лететь больше 4–5 часов. Даже если место дешевое, перелет делает тур относительно дорогим. Классический пример – Таиланд. Одна перевозка стоит больше, чем полный пакет в Египте. В-третьих, европейские страны. Они довольно близко, но не всегда дешевые. И, наконец, самые доступные и массовые направления – Египет, Турция, Болгария. 

Главная тенденция, которую мы наблюдаем, не снижение потока, а ориентация клиентов на меньшую цену. Сокращаются сроки поездки, выбираются бюджетные отели, наконец, более дешевые страны. Страдают дальние направления вроде Таиланда, там самый большой спад. Меньше всего просел массовый сегмент, тот же Египет. Но важно понимать, что мы сравниваем с прошлым годом, а 2013-й был крайне неудачным для этой страны. Менялась власть, происходили беспорядки, с середины августа до конца года россиянам вообще рекомендовали туда не ездить. Поэтому повторюсь: динамика выездного потока – важный показатель, но его недостаточно, чтобы оценивать всю ситуацию. 

– А на что вы смотрите? На выручку компании, на прибыль?

– Да. Есть ощущение, что годовой оборот у игроков рынка сократится на 10–15%. По прибыли цифры хуже, думаю, многие компании сейчас в зоне убытков. Вы и сами видели, сколько туроператоров обанкротилось в последнее время.

– Tez Tour тоже закончит год с убытком?

– Вероятно, да. Спасает определенная подушка безопасности, накопленная в прошлые годы. В чем весь драматизм ситуации? Размещение, то есть места в гостиницах, обычно бронируется за год. Авиаперевозки – примерно за полгода. Сейчас мы продаем то, что заказали 6–12 месяцев назад. А тогда была другая экономическая ситуация. И ничего не указывало на грядущий скачок валют. Мы спокойно готовились к очередному сезону и внезапно оказались в реальности, где курс доллара доходит до 48 рублей! Клиент думает: гм, я не готов ехать за такую цену. Но мы-то не можем отказаться от ранее забронированного! Приходится договариваться с нашими зарубежными партнерами, лавировать... Этим мы сейчас и занимаемся.

– Если брать новогодние туры: сколько на сегодняшний день удалось продать из того, что ранее было забронировано?    

– Хуже всего ситуация на дальних направлениях, там пока продано около 30 процентов. С Европой в течение года были проблемы, одно время спрос сильно упал, но именно новогодние туры удается продать почти все. Что касается массовых направлений, то там спрос слабее, чем раньше, но мы надеемся закрыть его без убытков. Еще одна особенность этого года: по-моему, люди ждут до последнего, рассчитывая купить путевку совсем дешево.

– В ноябре у вас произошел конфликт с «Аэрофлотом», вашу компанию даже на какое-то время отключили от системы бронирования. Что случилось?

 

Александр Буртин – один из трех бизнесменов, создавших в далеком 1994 году компанию Tez Tour. Она стала безусловным лидером по массовым туристическим направлениям. Визитная карточка компании – желтые автобусы в египетской пустыне; выручка в прошлом году составила 30 млрд рублей (оценка Forbes). Но мы встречаемся с Буртиным не под палящим солнцем, а в холодной осенней Москве. В воздухе витает предчувствие кризиса, а рубль летит вниз, как в гигантском слаломе. Туристическая отрасль – одна из первых потенциальных жертв экономической стихии. Скачки валютного курса для нее критичны, а запрет на выезд госслужащих добавляет драматизма. Пережили два кризиса, переживем и этот, говорит Буртин.

– Недавно врио Ростуризма Олег Сафронов заявил, что по итогам 2014 года выездной турпоток может снизиться на 25–30%. По вашим ощущениям, такие же цифры?

– Я не очень готов, грубо говоря, считать по головам. Вероятно, снижение есть. Но нас волнует другое. Существует несколько сегментов выездного туризма. Во-первых, дорогие туры. Это престижные направления вроде Мальдивов, Сейшельских островов или ОАЭ. Во-вторых, дальние направления. Это любая страна, куда лететь больше 4–5 часов. Даже если место дешевое, перелет делает тур относительно дорогим. Классический пример – Таиланд. Одна перевозка стоит больше, чем полный пакет в Египте. В-третьих, европейские страны. Они довольно близко, но не всегда дешевые. И, наконец, самые доступные и массовые направления – Египет, Турция, Болгария. 

Главная тенденция, которую мы наблюдаем, не снижение потока, а ориентация клиентов на меньшую цену. Сокращаются сроки поездки, выбираются бюджетные отели, наконец, более дешевые страны. Страдают дальние направления вроде Таиланда, там самый большой спад. Меньше всего просел массовый сегмент, тот же Египет. Но важно понимать, что мы сравниваем с прошлым годом, а 2013-й был крайне неудачным для этой страны. Менялась власть, происходили беспорядки, с середины августа до конца года россиянам вообще рекомендовали туда не ездить. Поэтому повторюсь: динамика выездного потока – важный показатель, но его недостаточно, чтобы оценивать всю ситуацию. 

– А на что вы смотрите? На выручку компании, на прибыль?

– Да. Есть ощущение, что годовой оборот у игроков рынка сократится на 10–15%. По прибыли цифры хуже, думаю, многие компании сейчас в зоне убытков. Вы и сами видели, сколько туроператоров обанкротилось в последнее время.

– Tez Tour тоже закончит год с убытком?

– Вероятно, да. Спасает определенная подушка безопасности, накопленная в прошлые годы. В чем весь драматизм ситуации? Размещение, то есть места в гостиницах, обычно бронируется за год. Авиаперевозки – примерно за полгода. Сейчас мы продаем то, что заказали 6–12 месяцев назад. А тогда была другая экономическая ситуация. И ничего не указывало на грядущий скачок валют. Мы спокойно готовились к очередному сезону и внезапно оказались в реальности, где курс доллара доходит до 48 рублей! Клиент думает: гм, я не готов ехать за такую цену. Но мы-то не можем отказаться от ранее забронированного! Приходится договариваться с нашими зарубежными партнерами, лавировать... Этим мы сейчас и занимаемся.

– Если брать новогодние туры: сколько на сегодняшний день удалось продать из того, что ранее было забронировано?    

– Хуже всего ситуация на дальних направлениях, там пока продано около 30 процентов. С Европой в течение года были проблемы, одно время спрос сильно упал, но именно новогодние туры удается продать почти все. Что касается массовых направлений, то там спрос слабее, чем раньше, но мы надеемся закрыть его без убытков. Еще одна особенность этого года: по-моему, люди ждут до последнего, рассчитывая купить путевку совсем дешево.

– В ноябре у вас произошел конфликт с «Аэрофлотом», вашу компанию даже на какое-то время отключили от системы бронирования. Что случилось?

Александр Буртин – один из трех бизнесменов, создавших в далеком 1994 году компанию Tez Tour. Она стала безусловным лидером по массовым туристическим направлениям. Визитная карточка компании – желтые автобусы в египетской пустыне; выручка в прошлом году составила 30 млрд рублей (оценка Forbes). Но мы встречаемся с Буртиным не под палящим солнцем, а в холодной осенней Москве. В воздухе витает предчувствие кризиса, а рубль летит вниз, как в гигантском слаломе. Туристическая отрасль – одна из первых потенциальных жертв экономической стихии. Скачки валютного курса для нее критичны, а запрет на выезд госслужащих добавляет драматизма. Пережили два кризиса, переживем и этот, говорит Буртин.

– Недавно врио Ростуризма Олег Сафронов заявил, что по итогам 2014 года выездной турпоток может снизиться на 25–30%. По вашим ощущениям, такие же цифры?

– Я не очень готов, грубо говоря, считать по головам. Вероятно, снижение есть. Но нас волнует другое. Существует несколько сегментов выездного туризма. Во-первых, дорогие туры. Это престижные направления вроде Мальдивов, Сейшельских островов или ОАЭ. Во-вторых, дальние направления. Это любая страна, куда лететь больше 4–5 часов. Даже если место дешевое, перелет делает тур относительно дорогим. Классический пример – Таиланд. Одна перевозка стоит больше, чем полный пакет в Египте. В-третьих, европейские страны. Они довольно близко, но не всегда дешевые. И, наконец, самые доступные и массовые направления – Египет, Турция, Болгария. 

Главная тенденция, которую мы наблюдаем, не снижение потока, а ориентация клиентов на меньшую цену. Сокращаются сроки поездки, выбираются бюджетные отели, наконец, более дешевые страны. Страдают дальние направления вроде Таиланда, там самый большой спад. Меньше всего просел массовый сегмент, тот же Египет. Но важно понимать, что мы сравниваем с прошлым годом, а 2013-й был крайне неудачным для этой страны. Менялась власть, происходили беспорядки, с середины августа до конца года россиянам вообще рекомендовали туда не ездить. Поэтому повторюсь: динамика выездного потока – важный показатель, но его недостаточно, чтобы оценивать всю ситуацию. 

– А на что вы смотрите? На выручку компании, на прибыль?

– Да. Есть ощущение, что годовой оборот у игроков рынка сократится на 10–15%. По прибыли цифры хуже, думаю, многие компании сейчас в зоне убытков. Вы и сами видели, сколько туроператоров обанкротилось в последнее время.

– Tez Tour тоже закончит год с убытком?

– Вероятно, да. Спасает определенная подушка безопасности, накопленная в прошлые годы. В чем весь драматизм ситуации? Размещение, то есть места в гостиницах, обычно бронируется за год. Авиаперевозки – примерно за полгода. Сейчас мы продаем то, что заказали 6–12 месяцев назад. А тогда была другая экономическая ситуация. И ничего не указывало на грядущий скачок валют. Мы спокойно готовились к очередному сезону и внезапно оказались в реальности, где курс доллара доходит до 48 рублей! Клиент думает: гм, я не готов ехать за такую цену. Но мы-то не можем отказаться от ранее забронированного! Приходится договариваться с нашими зарубежными партнерами, лавировать... Этим мы сейчас и занимаемся.

– Если брать новогодние туры: сколько на сегодняшний день удалось продать из того, что ранее было забронировано?    

– Хуже всего ситуация на дальних направлениях, там пока продано около 30 процентов. С Европой в течение года были проблемы, одно время спрос сильно упал, но именно новогодние туры удается продать почти все. Что касается массовых направлений, то там спрос слабее, чем раньше, но мы надеемся закрыть его без убытков. Еще одна особенность этого года: по-моему, люди ждут до последнего, рассчитывая купить путевку совсем дешево.

– В ноябре у вас произошел конфликт с «Аэрофлотом», вашу компанию даже на какое-то время отключили от системы бронирования. Что случилось?

Материал доступен подписчикам Slon Premium) http://slon.ru/insights/1188500/

Размешение Ваших турновостей на Pitert.Ru    Турновости, канал @pitertru в Telegram

Другие новости по теме «Мнения и прогнозы»

Февраль 8, 2025 - 20:38

 Финский гостиничный бизнес открыто говорит о том, что им не удается компенсировать 800 тысяч ночевок туристов из России в год за счет гостей из других стран, заявил в интервью РИА Новости посол России в Финляндии Павел Кузнецов.

 

Февраль 6, 2025 - 16:35

Вопросы о причинах ухода с предыдущего места работы больше всего раздражают соискателей на собеседованиях.

 

Февраль 6, 2025 - 16:18

Поправки в закон «О туристской деятельности в Санкт-Петербурге», которые мы разработали совместно с коллегами - Мариной Макаровой, Дмитрием Павловым, Еленой Раховой и Денисом Четырбоком рассмотрели на заседании постоянной Комиссии по промышленности, экономике и предпринимательству.

 

Февраль 2, 2025 - 13:18

Когда лучше бронировать путёвки и какие направления для отдыха могут быть интересны даже искушённому путешественнику в 2025 году, "Деловому Петербургу" рассказал вице-президент АТОР по выездному туризму Артур Мурадян