Основной поток туристов в Болгарию приходится на пляжный сезон, и, похоже, летом 2012 года здесь развернется острая конкурентная борьба: на направление выходят новые игроки – TEZ tour и «Библио Глобус». Способствует интриге и долгожданное снятие ограничений «в воздухе» – с 1 июня по 1 сентября 2012 года рейсы в болгарские аэропорты сможет совершать любая российская авиакомпания без согласования с назначенными перевозчиками, количество которых, кстати, также возрастет.
Существенный переизбыток перевозки и сопутствующий ей демпинг игроки рынка отмечали и в прошлом летнем сезоне, когда пакетный тур можно было купить за $200. Тогда туроператоры «закладывались» на рост рынка (он составил 30-35%), а также «делили» объемы «Капитал тура», занимавшего не последнее место в группе лидеров направления.
В этом году, вероятно, «освободятся» объемы «Ланта-тур вояж» – впрочем, эксперты оценивают их как незначительные. Можно ожидать и неплохого спроса, чему, в том числе, поспособствует возможность въезда в страну по шенгенским визам – без оформления болгарской. Но интерес к направлению демонстрируют новые сильные игроки, в том числе известные дискаунтеры. «Библио Глобус», например, в прошлом сезоне прославился демпинговыми предложениями по Греции и другим направлениям. И если летом 2011 года, несмотря на все трудности, традиционным «болгарским» туроператорам, по их словам, заработать удалось, то в этом году, по мнению экспертов, направление «может выйти из разряда прибыльных».
Ведущие игроки направления демонстрируют оптимизм и подчеркивают уверенность в себе. В Москве это «Солвекс-трэвэл», TUI Russia & CIS (та часть, которая была TT-VKO) и ICS; в Санкт-Петербурге – «Нева», «Солвекс-турне» и «Балкан Экспресс». Самой широкой региональной сеткой, по мнению экспертов, располагает «Интурист». «Рынок хорошо растет и будет расти там, где много обладателей «длинных» шенгенских виз, например, в Санкт-Петербурге, Калининграде. Да и в Москве тоже», – считает г-н Маркелов.
Другие эксперты смотрят на ситуацию более пессимистично и полагают, что исход «битвы» во многом будет зависеть от амбиций новых игроков. «Если TEZ tour хорошенько возьмется за Болгарию, старожилам рынка придется не сладко, а от «Библио Глобуса» вполне реально ожидать предложений «99 евро» за тур. Массовые направления сейчас редко бывают прибыльными, тем более в период борьбы за захват рынка», – говорит бывший топ-менеджер одного из ведущих туроператоров направления.
По словам PR-директора «Библио Глобус» Юлии Шавриковой, туроператор поставил полетные программы также в Бургас и Варну из Москвы, Санкт-Петербурга и Новосибирска. Они стартуют с конца апреля и продлятся до конца сентября, а осуществлять перевозку будут авиакомпании «Трансаэро» и S7. «Общий объем перевозки по трем городам составит примерно 2000 кресел в неделю. Из Москвы – это шесть рейсов в неделю в Бургас и пять в Варну. Из Санкт-Петербурга – по два рейса, а из Новосибирска – по одному рейсу в неделю в оба болгарских города», – пояснила она.
PR-директор компании TEZ Tour Марина Макаркова планируемые объемы своей компании по Болгарии не озвучила, заметив, что перевозчики пока окончательно не определены. «Собираемся летать в Варну и Бургас», – уточнила она. По данным других операторов направления, TEZ Tour планирует еженедельно отправлять 800 туристов из Москвы и 120-150 из Петербурга. Таким образом, пока новые игроки наметили объемы меньше, чем старожилы направления, у которых от 2200 до 5000 тысяч мест в неделю.
В любом случае, объемы перевозки в Болгарию значительно возрастут. Сможет ли их переварить рынок? В зоне риска, по мнению экспертов, находятся те туроператоры, кому во что бы то ни стало надо сохранить или увеличить свою долю рынка. Уверенно могут чувствовать себя компании, планирующие объемы в расчете на свою категорию клиентов и не стремящиеся получить больше. «Мы довольны результатами прошлого года по Болгарии и знаем, что у нас есть клиенты, которые поедут туда и в этом году. Рассчитываем примерно на 2500 туристов», – говорит генеральный директор компании «Русский экспресс» Тарас Кобищанов. Он согласен, что в сложившейся ситуации лучше не гоняться за объемами, а делать акцент на качество услуг и эксклюзивные предложения.
Ведущие игроки рынка ставят на хороший контрактинг и широкий ассортимент популярных отелей, высокий уровень сервиса и наличие своих представителей на всех курортах. По мнению собеседников RATA-news, общая ситуация будет сильно зависеть от позиции назначенных перевозчиков – «Сибири», «Аэрофлота», «Трансаэро» и Bulgaria Air. «Если они увеличат объемы в разумных пределах, больших сложностей не будет. В случае необходимости, количество заявленных рейсов можно сократить», – говорит г-н Маркелов. С ним согласны и остальные эксперты, при этом генеральный директор компании ICS Дмитрий Шевченко, считает, что пока политику авиакомпаний можно назвать вполне адекватной. По мнению г-жи Петровой, увеличение числа перевозчиков на направлении позволяет предложить клиентам хороший выбор перелетов, что тоже может стать значимым конкурентным фактором: «Мы предоставляем перелет разными авиакомпаниями – «Аэрофлот», «Сибирь», «ВИМ-авиа», «Кубанские авиалинии» и Bulgaria Air по разной цене, клиент может выбрать удобное время вылета и ближайший аэропорт».
Ирина Петрова считает, что даже если будет избыток перевозки и цены на билеты сильно упадут, демпинг вряд ли коснется качественных предложений. Наземки в Болгарии достаточно, но в прошлом году в июле и августе рынок столкнулся с тем, что при наличии билетов ощущалась нехватка мест в наиболее востребованных отелях. «Некоторые российские туроператоры рассчитывают получить хорошие квоты за счет сокращения числа туристов из Западной Европы, но они не учитывают ежегодное увеличение спроса на Болгарию в странах Восточной Европы», – говорит г-жа Петрова.