Туристическая отрасль Петербурга вслед за санкционным противостоянием России и Европы рапортует если не о значительном спаде, то точно о серьезных изменениях в структуре туристического потока.
Отельеры вынужденно снижают цены, будущее туристического сезона - 2015 туманно. Петри Исомяки, управляющий сетью отелей Sokos в Петербурге, придерживается более оптимистичных взглядов.
- Как вы в целом оцениваете состояние петербургской туристической отрасли за последние несколько месяцев?
- На мой взгляд, прошедший год отличался от всех предыдущих: безусловно, главным вызовом стали колебания валютных курсов. Главный вызов - вовсе не в упавшем турпотоке: я уверен, что Санкт-Петербург все равно интересен и для иностранцев, и жителей других российских регионов. Мы до настоящего времени наблюдали определенный спад количества финских гостей, хотя сейчас этот сегмент начал восстанавливаться. Безусловно, ситуация на туристическом рынке сложная, но я настроен позитивно и уверен, что Петербург сохранит свою привлекательность для туристов.
- Что вы ожидаете от предстоящего сезона?
- Сложно давать прогнозы на высокий сезон. Я верю, что объемы в целом сохранятся, мы активно ищем возможности не снижать показатели: вместе с партнерами привлекаем отдыхающих из-за пределов Европы. Европейские путешественники всегда составляли значительную долю турпотока в Петербурге, теперь, когда европейцы чувствуют себя не очень уверенно, все гостиничные сети ищут возможности привлечь туристов из других регионов. Так что мы развиваем новые направления, не оставляя без внимания нашу традиционную географию.
- Как вы оцениваете заполняемость отелей Sokos и ваших петербургских конкурентов?
- Заполняемость в петербургских отелях за 2014 год составила около 58%, у нас примерно средние показатели. Так что вопрос не в объемах: количество отдыхающих в Петербурге не теряет в количестве, зато в бизнес-сегменте и сегменте конференций мы бы, конечно, хотели видеть более значительные показатели, чем получили по итогам 2014 года.
- Где Sokos ищет новых клиентов?
- Говоря о бренде Sokos – он, может быть, не столь известен за пределами Северной Европы, и тем более - в Азии. Конечно, мы стараемся, чтобы часть групп из стран, где мы менее известны, все равно проживала у нас. Китай – большой рынок, там жизненно необходимо работать с партнерами, в одиночку – почти невозможно. В этом направлении нас поддерживает финское подразделение. В Азии мы продвигаем не столько свои отели, сколько Петербург в целом.
Номерной фонд Sokos в Петербурге - это порядка 900 комнат, это 11% всех номеров, принадлежащих гостиничным сетям, и примерно 5% от суммарного количества гостиничных номеров в Петербурге. Всего в городе у сети три гостиницы: Palace Bridge, Vasilievskiy и Olympia Garden.
Петри Исомяки (Petri Isomäki), управляющий сети отелей Sokos
- Как вы относитесь к инициативе Виталия Милонова по введению в Петербурге специального налога с туристов?
- Не могу подробно прокомментировать, поскольку не знаком с деталями законопроекта. Как обычно, есть две позиции: с одной стороны, в туристическую отрасль можно потенциально направлять больше денег от целевого налога. Для города и для нас как для гостиничного оператора это, конечно, привлекательный вариант. С другой стороны, уплату налога, как правило, перекладывают на плечи туриста, и тогда в более далекой перспективе такое решение не способствует развитию. Как обычно, у монеты две стороны.
- Большинство игроков туристической отрасли сходятся во мнении, что главное препятствие на пути развития туризма в Петербурге – необходимость получать российскую визу. Вы согласны?
- В первую очередь, это вопрос законодательства: можно продлить 72 часа для круизных пассажиров, можно распространить безвизовый режим на пассажиров поездов "Аллегро", например. Я, безусловно, поддержал бы такой ход. Посмотрите, каким выигрышем обернулись визовые исключения для паромного оператора St. Peter Line. Полное отсутствие необходимости получать российскую визу на порядок бы увеличило туристический поток, я уверен.
- Что, по вашему мнению, должны предпринять городские власти, чтобы увеличить привлекательность города для туристов?
- Мы, конечно, хотим тесно сотрудничать с городским комитетом по туризму и другими организациями, которые продвигают Санкт-Петербург и Россию на международном туристическом рынке. Я считаю, что Петербург должен занимать более значительное место среди других европейских направлений, чем сейчас. Кроме того, усиливается конкуренция внутри России: вот Сочи, например, - достойный конкурент! Важно вместе рассказывать о фантастических сильных сторонах Петербурга: невероятная архитектура, безопасность, транспортная доступность, безвизовый режим для пассажиров туристических судов, достойная отельная инфраструктура. Нужно больше, активнее рассказывать об этих преимуществах и в Европе, и еще больше – в Азии, на Ближнем Востоке и в Америке. Сегодня о России много негативной информации, я уверен, дискурс должен быть перенаправлен в другую сторону.
- Как вы оцениваете тенденцию снижения цен в гостиницах, особенного топового сегмента?
- Мы находимся в конкурентной среде, приходится следовать за рынком. Все бы хотели повысить цены, ведь продавать долго со скидками – невозможно, но рынок сейчас диктует другую линию поведения, особенно в секторе 5*. Рынок сокращается, игроки усиленно борются за уменьшающийся «кусок пирога», и ценовая конкуренция обостряется тоже, хотя цена - не единственный фактор. Есть риск приучить рынок покупать по сниженным ценам, и тогда даже при нормализации экономики будет очень сложно вернуть все обратно. Такая ситуация в долгосрочной перспективе губительна для любого бизнеса.
- Какие методы использует Sokos, чтобы оптимизировать бизнес в период спада?
- Мы концентрируемся на продажах, оптимизируем закупки, расходы на персонал, однако такой подход необходим и в «мирное время», не только в кризис. Всегда полезно смотреть на свой бизнес критически! Однако я хотел бы подчеркнуть, что мы ищем и возможности для инвестирования: новые идеи для повышения конкурентоспособности продукта, новые подходы к улучшению персонала.
- Как вам удается объяснить «материнской компании» падение выручки и прибылей?
- Многое зависит от корпоративной культуры: в нашей компании приветствуется открытое обсуждение развития бизнеса. Да, российское подразделение может попросить материнскую компанию поддержать его, однако я стремлюсь к тому, чтобы наш бизнес в России окупал себя самостоятельно и приносил прибыль.