Отдых продается в тишине. Клиенты выбирают турфирмы вслепую

Крах "Ланта-тур вояж" привлек повышенное внимание к операторам выездного туризма: что это за компании, которые предлагают соотечественникам отдых за границей, каков их размер и сколько человек могут пострадать, если они вдруг окажутся финансово несостоятельными? Игроки рынка делиться информацией о себе не спешат. Ассоциация туроператоров России (АТОР) и "Ъ" оценили показатели крупнейших турфирм страны: всего семь операторов признались, что за год отправили за границу более 100 тыс. клиентов. Рейтинг крупнейших турфирм России составляется с 2003 года. Изначально это был проект отраслевого издания "Туринфо", в первые годы рейтинг делался в партнерстве с "Ъ", затем самостоятельно. Последний раз "Туринфо" ранжировало турфирмы по итогам 2009 года. Как раз после этого рынок пережил крах двух действительно крупных операторов выездного туризма: в ноябре 2010-го с дистанции сошел "Капитал тур", в минувшем январе — "Ланта-тур вояж". В рейтинге за 2009 год "Капитал тур" занимал 3-е место с заявленным годовым оборотом 16,1 млрд руб. и 272 тыс. отправленных за границу туристов, "Ланта" — 17-е с 3,3 млрд руб. и 106 тыс. человек соответственно. 
АТОР и "Ъ" решили возродить рейтинг и собрать информацию о крупнейших российских турфирмах уже по итогам 2011 года. Подрядчиком проекта стала автономная некоммерческая организация "Агентство по продвижению и развитию туризма". Методика осталась неизменной: всем компаниям рассылалась анкета, в которой необходимо, в частности, было указать свой товарооборот за 2011 и 2010 годы, общее число обслуженных туристов, а также количество проданных полноценных турпакетов (включают перевозку, проживание, трансферы, экскурсии и прочие услуги) в сегментах выездного, въездного и внутреннего туризма. Проверить заявленные компаниями сведения не представляется возможным. От участников рейтинга требовалось заверить предоставляемые данные печатью компании и подписью гендиректора или главного бухгалтера. 
Предыдущие рейтинги сами игроки рынка критиковали за завышаемые показатели. Многие компании просто "рисовали" количество обслуженных туристов и свой оборот, а на следующий год, чтобы не ударить в грязь лицом, увеличивали цифры и в конце концов сами стали верить в то, что заявляют, иронизировал несколько лет назад в беседе с "Ъ" владелец крупной турфирмы. Особенностью же рейтинга за 2011 год стало нежелание многих операторов выездного туризма сообщить о себе хоть какую-то информацию. 
И раньше отдельные игроки, в том числе Tez Tour и "Пегас Туристик", явные лидеры на самых массовых направлениях — Турции и Египте, не стремились раскрывать свои данные. Но многие другие известные на рынке компании, к примеру "Натали турс", "Нева", "Джет Трэвел", "Лабиринт", все-таки предоставляли запрашиваемую информацию. Президент национальной туристической компании "Интурист" (операторское подразделение одноименного холдинга, который с учетом гостиничного подразделения в предыдущие годы неизменно возглавлял рейтинг) Виктор Тополкараев объяснил нежелание на этот раз участвовать в рейтинге тем, что достоверность данных других участников вызывает сомнения. В результате в получившемся рейтинге присутствуют всего семь компаний, заявивших, что в прошлом году отправили за границу более 100 тыс. клиентов: от "ИнтАэра" с 103,2 тыс. до турецкой группы OTI (основной бренд — Coral Travel) с 939 тыс. 
В ситуации, когда большинство игроков не раскрывают данные о себе, единственным ориентиром о масштабе компании может быть единый федеральный реестр туроператоров, который ведет Федеральное агентство по туризму. По закону "Об основах туристской деятельности в РФ" сейчас оператор выездного туризма с годовой выручкой до 100 млн руб. должен иметь финансовую гарантию на 30 млн руб. Вчера в реестре насчитывалось 2175 таких компаний. При выручке 100-300 млн руб. размер гарантии определен уже в 60 млн руб., таких операторов всего 39. При выручке более 300 млн руб. необходимо иметь уже гарантию на 100 млн руб. В реестре их сейчас тоже 39. Правда, необходимо учитывать, что в реестр вносятся юридические лица, а крупный туроператор зачастую представляет собой группу компаний. Так, в группу "Пегас Туристик", как указано на сайте оператора, входит 33 юрлица, каждое из которых имеет гарантию на 30 млн руб. 
АТОР и "Ъ" также впервые предприняли попытку собрать данные о туристической рознице, разослав анкеты и по сетям турагентств. Раскрыть информацию о себе согласились всего семь подобных объединений. Из них около 100 собственных офисов есть лишь у сети "Интурист Магазин путешествий" (ИМП), остальные в основном работают по модели франчайзинга: каждое агентство ведет свой бизнес самостоятельно, выплачивая управляющей компании лишь оговоренное роялти за использование торговой марки и общие маркетинговые расходы. Показательно, что в ИМП, предоставляя свои данные, подчеркнули, что гарантируют достоверность по собственным офисам, но не могут это сделать по своим франчайзи. А топ-менеджер другой сети на вопрос авторов рейтинга, чем обусловлены столь высокие заявленные показатели, сразу же согласился уменьшить цифры вдвое.

Размешение Ваших турновостей на Pitert.Ru    Турновости, канал @pitertru в Telegram

Другие новости по теме «Бизнес»

Ноябрь 5, 2024 - 17:22

Федеральная сеть DDX Fitness заключила соглашение с управляющей компанией Becar FM на обслуживание инженерных систем своего флагманского фитнес-клуба в Санкт-Петербурге.

 

Октябрь 15, 2024 - 12:40

На II Международном конгрессе туроператоров, который проходил в Минске, заявили, что в России растет черный рынок туроператоров: как стало известно корреспонденту «Известий», он превышает официальный приблизительно в три раза.

 

Сентябрь 24, 2024 - 04:09

Цифровая экосистема МТС и  МТС Travel, проанализировали летние бронирования туристического жилья для командировок в Петербурге.

 

Июль 11, 2024 - 15:06

Эксперты компании лидера рынка делового туризма и ведущего поставщика IT-решений для индустрии, проанализировали спрос на отели за рубежом среди бизнес-туристов в первой половине 2024 года и выяснили, как изменилась география зарубежных командировок, какие индустрии путешествовали больше других, какие отели были популярны.