В министерстве рассчитывают, что единая информационная система, в которой будут содержаться данные о поездке (имя и фамилия туриста, отель, перелет, страховка, трансфер), сделает туристический рынок прозрачнее, а потребителей - более защищенными. Поступить в продажу электронные путевки должны в январе следующего года. Купить таким образом можно как тур за границу, так и по России.
Работы по созданию новой системы стартовали еще в 2014 году, но дискуссия по поводу рисков, с ней связанных, не утихает до сих пор. Игроков рынка волнует финансовый аспект. Во многом стоимость вопроса зависит от "высоких технологий" - смогут ли турфирмы обойтись силами своих IT-отделов или интеграция новой системы потребует привлечения внешних подрядчиков. А если затраты окажутся слишком велики, не скажется ли это на конечной стоимости туров.
Не сняты и другие ранее высказанные опасения - безопасность клиентов в части раскрытия персональных данных. Ряд экспертов полагает, что не все граждане захотят легализовывать информацию о своих перемещениях.
Тем не менее исполнительный директор Альянса туристических агентств (АТА) Наталия Осипова считает проблему несколько преувеличенной. "Мы уже давно пользуемся прямым аналогом электронных путевок - авиа- и железнодорожные билеты, купленные в Интернете. Вряд ли кто-то станет отрицать, что это удобно и экономит массу времени", - замечает собеседница "РГ". Не видит она причин и для повышения стоимости туров. По ее словам, турфирмам не придется покупать программное обеспечение, достаточно будет подключиться к единой системе. А это стоит недорого.
Туристы не заметят перехода на электронные путевки
Руководитель ассоциации "Турпомощь" Александр Осауленко также считает, что туристы вряд ли заметят переход на электронные путевки. Вся нагрузка ляжет на рынок, который должен будет испытать электронные путевки в действии.
Накануне в ходе рабочей встречи на площадке "Турпомощи", в которой приняли участие представители Ростуризма и туристического бизнеса, было решено, что в июле в тестовом режиме к системе подключатся несколько компаний, в числе которых есть и лидеры рынка.
Тем не менее Осауленко дал понять, что есть некоторые нерешенные вопросы, связанные с присутствием в электронной цепочке "турист - туроператор" турагентств. Ранее уже звучали опасения, что с введением электронных путевок посреднический сегмент рынка может существенно поредеть. Именно это произошло с авиа- и железнодорожными кассами. Надобность в них практически отпала из-за ухода клиентов в Интернет.
"Турагентства останутся, но, скорее всего, в несколько измененном виде", - считает глава "Турпомощи". Он не исключил, что это будет некая форма консультаций - кто-то же должен рассказывать туристам о преимуществах тех или иных курортов и гостиниц. Хотя все эти сведения и можно почерпнуть в других источниках, личные впечатления всегда бывают более яркими.
Фото Гиви Киквадзе/Ираклий Чохонелидзе/фотохроника ТАСС