Компании, которые разделяют принципы устойчивого туризма, отталкиваются при создании своих продуктов и сервисов от этого запроса туристов. Концепция, которая целенаправленно продвигается во всем мире уже полтора десятка лет, в России пока только начинает развиваться. Но участники рынка говорят, что у страны есть все шансы развивать новый тренд на устойчивый туризм.
Rusbase выяснил, какой вклад туристы вносят в развитие территорий и как Москва может стать мировым центром устойчивого туризма.
Устойчивый туризм, несмотря на относительно недавнюю историю термина, оброс множеством мифов. Есть два главных заблуждения, связанных с этим понятием. Первый миф гласит, что такой вид туризма – только для экоактивистов и волонтеров. Второй утверждает, что устойчивый туризм – это не бизнес, а разновидность альтруизма, то есть он не должен приносить прибыли. Оба утверждения ошибочны.
Спрос на устойчивость в туристических услугах растет во всем мире и в России в том числе, говорят участники рынка. Рядовые горожане требуют от местных властей ставить во дворах контейнеры для раздельного мусора, автомобилисты всё чаще интересуются электрокарами, а туристы отказываются от путешествий самолетами и хотят, чтобы в отелях использовались возобновляемые источники энергии. И бизнес реагирует на эти изменения.
Образцовой компанией в новой индустрии стала канадская G Adventures. Она была основана еще в 1990 году как оператор приключенческих туров в Южную Америку. Сейчас это транснациональная компания с офисами в 28 странах мира. В 2018 году она была признана одной из самых инновационных компаний по версии Fast Company. G Adventures сотрудничает с обществом National Geographic Society и разрабатывает с ним программу путешествий в 80 локаций по всему миру. Основатель G Adventures Брюс Пун Тип создал одноименную некоммерческую организацию, которая продвигает ценности устойчивого туризма и способствует развитию уязвимых сообществ в Южной и Центральной Америке.
В качестве примера того, что решения, направленные на устойчивое развитие, могут быть экономически выгодными, можно привести сеть отелей Marriott. Гостям здесь предлагают отказаться от ежедневной смены постельного белья и полотенец, если им этого не нужно. За это клиент получает бонусы на карту лояльности. Выигрывают все: отель немало экономит, постоялец получает бонусы, и тот и другой – делают свой вклад в сохранение ресурсов.
Москва с ее общеизвестными туристическими точками притяжения тоже может стать и становится центром устойчивого туризма. Ведь уникальные культурные очаги и уязвимые экосистемы есть и в мегаполисах. Пока что возможности столицы скорее разобщены. Но отдельные элементы будущей общей инфраструктуры уже просматриваются: при желании в городе можно проложить новые маршруты по местам с необычным опытом.
Развитие устойчивого туризма в Москве во многом зависит от усилий властей по созданию соответствующей инфраструктуры. Например, в Москве определенный вклад в сохранение городской экологии вносят альтернативные виды транспорта для жителей и туристов – каршеринг, прокат велосипедов и электросамокатов. Поэтому важно, чтобы места притяжения туристов были доступны и для этих видов транспорта.
Сейчас название Малый Турыш хорошо знают жители Москвы и Екатеринбурга. Сюда приезжали с концертом «Чайф», а изготовленные здесь сувениры и подарки везут во все уголки России.
Возможность раскрыть туристический потенциал этого места появилась с началом развития здесь необычного проекта – производства натуральных продуктов на основе меда, ягод, диких трав и фруктов. Предпринимательница Гузель Санжапова вместе с отцом содержит местную пасеку и в 2013 году запустила небольшое производство. Проект Cocco Bello и связанное с ним хозяйство за семь лет стали хорошо известны: основательница провела пять успешных краудфандинговых кампаний, в том числе по финансированию строительства культурного центра в деревне, а о меде с ягодами из уральской глубинки пишут ведущие бизнес-издания.
Коллаборация Гузель Санжаповой с компанией ExploRussia положила начало туристическому развитию Малого Турыша. Туроператор организовал приезд в деревню первой группы иностранных туристов. Сейчас успешный сельский стартап и ExploRussia создают уникальный для России пример кросс-отраслевого сотрудничества, основанного на ценностях устойчивого туризма.
Абсолютно убежден, что потенциал для этого у нас есть. Но путь, который нам предстоит проделать, еще достаточно длинный. Если говорить о природном туризме, то, безусловно, у нас огромный потенциал. Сегодня мы видим очень большой интерес иностранцев, и он будет только расти с падением курса рубля, которое сделает туры в Россию еще более привлекательными».
©Rusbase, 2020
Автор: Наиль Байназаров
Фото: Unsplash
Фото press.pnu.edu.ru / Полина Базайченко