Отельеры обсудили главные проблемы отрасли

Проблемы, препятствовавшие в последние годы повышению конкурентоспособности отечественного гостиничного хозяйства, остаются на повестке дня, и мешают быстрому восстановлению отрасли. Главная из них – отсутствие государственной поддержки. Об этом говорили участники заседания Комиссии РСПП по туризму и индустрии гостеприимства, прошедшего в конференц-зале РСПП на Старой площади. Тема заседания – «Гостиничное хозяйство: уроки кризиса и перспективы». В России самый низкий в Европе показатель количества гостиничных номеров на тысячу жителей. В Москве он составляет 3,5 номеров на тысячу, в Санкт-Петербурге – 4,2. И это самая высокая концентрация по стране. Дальше идут Екатеринбург и Новосибирск с показателями 2,1 и 0,8. Для сравнения в Берлине и Мадриде – 11,4 и 11,2 на тысячу соответственно, а в Париже, Лондоне и Риме – 18,6, 15,3 и 19,5. В Москве больше всего в России номеров, отвечающих международным требованиям, однако даже здесь их в несколько раз меньше, чем в крупных европейских городах. Менее 15% гостиниц РФ работают под узнаваемыми брендами, из них 50 гостиниц – под международными, и лишь 12 – вне Москвы и Санкт-Петербурга. В странах Азии и Европы 32-33% отелей работают под маркой известного бренда, а в США таких гостиниц свыше 70%. В целом для гостиничной отрасли России характерны значительная изношенность номерного фонда (более 50% отелей представляют собой объекты советской эпохи) и выраженная концентрация номерного фонда в Москве и Санкт-Петербурге – здесь находится более 30% всех гостиниц страны. Эти цифры озвучил директор офиса глобальных продаж в России и СНГ InterContinental Hotels Group (IHG), кандидат экономических наук Алексей Волов в своем докладе на заседании Комиссии РСПП. Г-н Волов разделил все отели России на три группы по критерию эффективности управления. К первой группе он отнес ведомственные гостиницы, доля которых в стране превышает 50-60%. Это объекты советской эпохи с низким уровнем сервиса 1-3*, с низкой рентабельностью и «староформатным» управлением. Вторая группа (20-30% номерного фонда) – это частные отели, в основном небольшие, построенные за последние годы или реконструированные. Их характеризует средний уровень сервиса порядка 3-4* и средний уровень рентабельности. Менеджмент отелей второй группы – в основном, российские операторы и независимые управленцы. Не более 10% номерного фонда страны относится к третьей группе. Это отели, которые работают под международными брендами, управляются профессионалами, имеют высокий уровень сервиса 4-5* и высокую рентабельность. Всего в России, по мнению докладчика, менее 15% номерного фонда управляется профессиональными гостиничными операторами. Тем не менее, до кризиса гостиничная отрасль России (особенно Москвы) характеризовалась высокой загрузкой и доходностью. Московские показатели заметно превосходили европейские. Так, средняя цена номера в московском отеле в 2007 году достигала €275, а средняя загрузка составляла 73%. Для сравнения среднеевропейские показатели того же года были €125 и 69%. В среднем по России эти показатели равнялись €180 и 65%. Высокая доходность российских и особенно московских отелей, главным образом, определялась высокими ценами на гостиничные услуги при достаточно низких операционных издержках, в первую очередь, низкой стоимости труда. В Москве накануне кризиса были самые высокие цены на услуги размещения и доходность отелей в Европе. Средний доход на номер был 25,3% (апрель 2008 г.), тогда как в Лондоне этот показатель достигал 13,4%, в Париже – 16,6%, в Берлине – лишь 4,8%. Однако в разгар кризиса именно в России произошло самое глубокое в Европе падение доходности – более чем на 30%, тогда как в Германии, Франции и Великобритании прибыль упала на 10-15%. «На гостиничном рынке сдулся пузырь, который сложился до кризиса», – так прокомментировал эту ситуацию г-н Волов. По его мнению, доходность российских отелей продолжает снижаться. Рост доходов во всех регионах мира обеспечивается преимущественно ростом загрузки, однако, динамика доходности в России все еще отрицательна за счет продолжающегося снижения средней цены номера. Экономический кризис значительным образом ослабил и понизил привлекательность гостиничной индустрии России. Вслед за снижением доходности сократилось финансирование проектов, упали темпы ввода новых отелей, увеличились сроки окупаемости, возросли инвестиционные риски. В целом, по мнению Алексея Волова, гостиничная отрасль России будет значительно слабее в ближайшие несколько лет. Докладчик предложил комплекс мер по изменению ситуации в отрасли в положительном направлении, вызвавших оживленные дискуссии среди участников заседания. Главные факторы, способные положительно повлиять на развитие отрасли – это формирование спроса, развитие инфраструктуры, преодоление кадрового дефицита, создание бренда «Российское гостеприимство» и поддержка государства. Теперь обо всем по порядку. Россияне совершают около 90 млн. поездок по стране в год, генерируя 80% прибытий в отели. Поэтому даже незначительный рост внутреннего спроса может дать ощутимый приток гостей в отели. Чтобы поднять внутренний спрос, по мнению г-на Волова, в первую очередь необходимо развивать транспортную инфраструктуру – дороги, аэропорты, вокзалы, железнодорожные перевозки, low-cost авиакомпании. К этому необходимо добавить активное продвижение туристического продукта на внутреннем рынке, развитие нишевых рынков – дайвинг, экотуризм, паломничество, горный туризм. Алексей Волов отметил, что росту внутреннего спроса содействует такая общая тенденция развития российского общества, как повышение значения интернет-коммуникаций. Ведь в России уже 42 млн. интернет пользователей, и это второе место в Европе после Германии. Отели должны развивать on-line продажи через совершенствование системы платежей, контента и т.п. Повышение привлекательности России как направления может не только существенно улучшить имидж страны, но и обеспечить рост международных прибытий. Сегодня их 25,5 млн. в год, что составляет 20% всех прибытий по России, но в тоже время это всего лишь 5% от общего числа прибытий в Европе. 52% этого иностранного потока составляют граждане СНГ. Для активизации иностранного потока необходимо увеличение бюджета на продвижение России, открытие национальных туристических офисов в ключевых странах, продвижение российских регионов. Ведь сейчас 90% иностранцев едут в Москву и Санкт-Петербург. Но главное – это облегчение визовых формальностей для въезда иностранных граждан. Этот тезис на заседании прокомментировал президент Российского союза туриндустрии Сергей Шпилько, отметив, что визы – это вопрос политический, но его влияние на экономику колоссально. Так, Санкт-Петербург принимает дополнительно 400 тыс. иностранных туристов ежегодно, благодаря тому, что открыта возможность безвизового въезда на 72 часа для пассажиров круизных судов. Благодаря этому турпотоку стала возможной реализация крупного инвестиционного проекта «Морской фасад» по строительству международного порта, который в прошлом году уже был признан лучшим в Европе. Вслед за распространением 72-часового безвизового режима на паромы стартовала паромная линия Хельсинки-Санкт-Петербург, сразу получившая статус одной из самых крупных в Европе. Г-н Волов отметил, что все перечисленные факторы не в состоянии будут повлиять на развитие отрасли, если стране не удастся решить кадровый вопрос. Ведь уже сейчас существующие кадровые ресурсы не способны удовлетворить спрос на персонал в отрасли. Для решения проблемы докладчик предложил рассмотреть возможность привлечения линейного персонала и специалистов из ближнего и дальнего зарубежья, переняв опыт ОАЭ и Великобритании. Необходимо также совершенствование системы высшего и среднего профильного образования и повышение мобильности кадров. Ведь среднестатистический россиянин меняет 1,5 города за свою жизнь, тогда как граждане Европы и США за свою жизнь успевают переехать в 3-4 и даже 5 городов. Докладчика поддержала вице-президент Федерации рестораторов и отельеров Татьяна Гостенина, назвав кадровый вопрос самым сложным. «Будущее – за тренинговыми гостиницами, – считает она. – Государство должно стимулировать отели, которые участвуют в образовательном процессе». По мнению Алексея Волова, гостиничному рынку сейчас нужна активная поддержка государства – налоговые преференции, уменьшение административных барьеров, программы льготного кредитования. В поддержку своего предложения г-н Волов привел примеры европейских стран, где ставки НДС на услуги размещения и питания значительно ниже базовых. Сомневается в реальности таких мер генеральный директор ООО «Балчуг» Александр Бобылев. «По сравнению с другими отраслями мы живем неплохо, – сказал он. – Ожидать снижения НДС и другие преференции от государства не стоит». В своем выступлении г-н Бобылев отметил, что причины кризисов 1998 и 2008 годов разные, но гостиничный бизнес переживает их одинаково, вплоть до финансовых показателей. Поэтому гендиректор «Балчуга» не сомневается в том, что гостиничный рынок восстановится без вмешательства государства. Александр Бобылев отметил, что чистая прибыль российских гостиниц верхнего ценового сегмента в среднем упала на 45% в валюте, что соответствует падению на 33% в рублях. Ожидается, что в 2010 году рост доходности российских отелей составит 10%. Другие отрасли пострадали от кризиса сильнее. «Минус 33% – это не плохо, – поддержал его Сергей Шпилько. – У отрасли были сверхприбыли, стали просто прибыли. Эта ситуация не критическая». Г-н Шпилько напомнил, что среднемировое падение уровня доходности гостиниц составило 17-18%. Г-н Бобылев считает, что продвигать бренд России на мировом рынке государство тоже не будет, как не будет и создавать национальные офисы. Это потому, что сейчас попросту нет таких кадров, которые были в советские времена у «Интуриста», как нет и зарубежной недвижимости, принадлежавшей Национальным туристическим офисам России. Не существует пока и государственной политики в этом вопросе, рассчитанной на много лет вперед. Сегмент гостиничного рынка, включающий санатории и курорты, по мнению участников заседания Комиссии РСПП, все-таки может рассчитывать на государственные преференции. Причем, даже, несмотря на то, что он меньше всего пострадал от кризиса. Руководитель департамента развития и гостиничных технологий Amaks Hotels & Resort Валерий Шпак в своем выступлении отметил, что санатории Кавказских Минеральных вод увеличили загрузку и подняли уровень доходности на 10-15% во время кризиса. У населения были ограничены средства, но в тоже время на здоровье люди решили не экономить. Однако у санаториев доходность в принципе на 5-6% ниже, чем у других предприятий гостиничной отрасли, особенно городских отелей, так как санатории имеют большую медицинскую составляющую в части затрат. Г-н Шпак отметил, что более всего пострадали от кризиса отели, обслуживающие потоки бизнес-туристов. Особенно это заметно в регионах (Казань, Уфа, Пермь), где доля бизнес-потока существенно преобладает над турпотоком. Валерий Шпак считает, что увеличению доходности таких отелей может способствовать уменьшение затрат. Ведь почти повсеместно отсутствует профессиональный менеджмент, кроме того, слишком раздутые штаты нуждаются в сокращении. Однако большинство российских отельеров проявляет консерватизм в этом вопросе: у ведомственного сектора вообще отсутствует интерес к привлечению профессионалов, а частный сектор не может преодолеть психологический барьер, свыкнуться с мыслью, что «кто-то на моей недвижимости зарабатывать будет». Заслушав и обсудив сообщения участников заседания Комиссия РСПП констатировала, что, несмотря на отдельные позитивные тенденции в развитии отечественной индустрии гостеприимства, положение в сфере гостиничного хозяйства остается достаточно сложным. Выйти на докризисные объемы продаж в сопоставимых ценах удается лишь сравнительно небольшой части участников рынка.

Размешение Ваших турновостей на Pitert.Ru    Турновости, канал @pitertru в Telegram

Другие новости по теме «Отели и недвижимость»

Март 19, 2024 - 09:37

Турецкие отельеры считают, что мест в гостиницах не хватит на 60 млн ожидаемых туристов.

 

Март 12, 2024 - 07:58

К 2040 году Султанат Оман инвестирует в развитие сферы туризма US$ 31 млрд, сообщил заместитель министра наследия и туризма Аззан Кассим Аль Бусаиди.

 

Март 10, 2024 - 14:20

 Когда ваш собеседник Алексей Мусакин, управляющий партнер Cronwell Hospitality Group, увлекательный разговор гарантирован.

 

Март 9, 2024 - 06:22

Президент России Владимир Путин поручил губернатору Краснодарского края Вениамину Кондратьеву постоянно следить за качеством услуг, предоставляемых гостиницами региона отдыхающим.