Владельцы гостиниц хотят защититься от недобросовестных клиентов, которые бронируют номер, а потом не приезжают.
У меня в номерном фонде 150 комнат, и в "пиковые" дни можно смело гарантировать, что 15-20 номеров придется продавать заново, поскольку постояльцы попросту не заедут, - говорит президент ассоциации отелей Казани Гульнара Сафина. - У нас номера тухнут быстрее, чем колбаса. У той хоть срок годности есть, а у нас посетитель не заехал, например, на праздники - и продать такой номер уже очень сложно. Ладно, в таких бизнес-гостиницах, как в Питере, Москве или Казани, глубина бронирования не так велика, как на курортах. Там люди бронируют гостиницы, как правило, на более длительный срок, на весь отпуск. Если бы были невозвратные тарифы, как у авиакомпаний, мы могли бы планировать и загрузку, и доход. Даже на РЖД в этом году ввели невозвратные тарифы.
Инициативу, с которой выступили ассоциация и общественная организация "ОПОРА России", должны рассмотреть в Министерстве экономического развития РФ.
В системе бронирования сегодня есть возможность применения невозвратного тарифа. Но закон о правах потребителей на стороне клиента. Как заявляют участники рынка, около половины тех, кто не приехал в забронированные даты, даже не пытаются вернуть свои деньги. По сути, отельеры и сейчас могут сделать "лицо кирпичом" и не возвращать деньги, мотивируя тем, что клиент не воспользовался услугой. Но по тому же закону услуги оплачиваются по факту их оказания. И если дело доходит до суда, то прав оказывается клиент. Как правило, в гостиницах стараются до суда не доводить и деньги возвращают добровольно.
- У нас с ассоциацией отельеров РТ полное взаимопонимание, Гульнара Сафина отстаивает интересы не только на региональном, но и на федеральном уровне, - говорит глава госкомитета по туризму РТ Сергей Иванов. - Я сторонник того, чтобы всем работать было комфортно. Невозвратный тариф даст два результата: для отельеров - это стабилизация работы и четкое планирование финансового состояния, для путешественников - более низкая цена бронирования. Если же им захочется поменять даты визита или иметь возможность аннулировать поездку с возвратом денег - никаких вопросов, бронируйте номер за более высокую цену. От свободы выбора выиграют все.
Сергей Иванов вспомнил недавнее прошлое, когда гостиницы добавляли к стоимости проживания еще 25 процентов "за бронь", даже если клиент пришел, что называется, с улицы. Так страховались от тех, кто бронировал номер, но не заселялся. Когда появились современные технологии, отказаться от этих 25 процентов, поменять тактику ведения бизнеса для управляющих было очень сложно.
- Летом скидки на курортах по невозвратному тарифу могут достигать 50 процентов, - говорит Грант Бабасян, президент общественного союза индустрии гостеприимства. - Такого рода инициатив, которые во всем мире работают, уже проверены и апробированы, много. Правильно выстроенные процессы мы спокойно можем транслировать и в России. Вопрос только в том, насколько быстро получится заставить этого слона немножко двигаться. Невозвратные тарифы - это мировая практика, и все отельеры в нашей стране выступают за нее.
По словам Сафиной, изменений можно достичь в течение года-двух. Предлагается либо ввести поправки в закон о потребителях, либо разработать отдельный законопроект о деятельности индустрии гостеприимства. .
Между тем
В столице Татарстана два года кряду будут вручать туристический "Оскар". В октябре 2020 года пройдет церемония вручения премии в области туристических технологий, а в 2021 году состоится главный финал мировой туристической премии World Travel Awards. Глава Госкомитета РТ по туризму Сергей Иванов считает, что этот отраслевой турнир сделает Казань более узнаваемой в туристическом мире.
Фото: Олег Тихонов