Появившаяся вчера информация о том, что менеджеры подпавших под санкции государственных компаний могут оказаться невыездными и даже начали массово отказываться от туров, не могла не взволновать туристический рынок.Ссылок на конкретные распоряжения или документы нет, но тот факт, что публикации на одну и ту же тему одновременно вышли в «Коммерсанте» и «РБК daily», вряд ли случайное совпадение. Можно предположить или утечку информации, или сознательное ее вбрасывание для оценки общественной реакции. В любом случае, это как раз тот случай, когда дыма без огня не бывает: в ближайшее время вполне возможно дальнейшее ужесточение выезда за рубеж. Такого же мнения придерживаются и в турфирмах, с которыми мы пообщались.
Напомним, первые сообщения об ограничении выезда появились еще весной, после начала украинского кризиса. Они коснулись сначала силовиков, потом в конце апреля рекомендации не выезжать в западные страны разослали своим сотрудникам руководства МВД, ФСБ и ФСКН. Сотрудникам прокуратуры и судьям, например, рекомендовали сдать загранпаспорта на хранение в отделы кадров. В прессе запреты увязывались с украинской кампанией, затем – с санкциями европейских государств. Однако, по нашим данным, работников многих силовых ведомств известили о нежелательности поездок на отдых за рубеж сразу же после новогодних каникул, то есть задолго до известных событий. Многие из них решили тогда, что речь идет просто о переориентации на отдых внутри страны, чтобы «отбить» олимпийские траты. Тем более что в большинстве случаев запрет распространялся не только на поездки в недружественные страны, но вообще за рубеж, даже страны СНГ.
На деле система ограничений и рекомендаций для каждого ведомства и категории служащих очень запутана – от жесткого запрета до «можно, но осторожно». Как рассказал RATA-news коммерческий директор компании «Содис» Владимир Попов, некоторые туристы решительно отказывались от поездок, но были и те, кто продолжал ездить, не слишком афишируя это на работе. Но, в любом случае, туристов «первой волны» запретов турфирмы потеряли уже в начале сезона.
По словам генерального директора турагентства «Магазин путешествий» Александра Преображенского, это – солидный пласт клиентов, и их потеря была для турбизнеса чувствительной. В некоторых агентствах эта категория могла составлять до 40% клиентов. Тем более что ограничения накладывались, например, на одного человека, а отказывалась от поездки целая семья. «Люди вынуждены были перестраховываться. У нас, например, клиенты забронировали дорогую виллу в Швейцарии, но из-за опасений, что дочери-сотруднице «Газпрома» не дадут визу, вся семья осталась дома», – подтвердила RATA-news генеральный директор компании «Бизнес-центр Планета-Тур» Елена Зрянина. Из-за таких случаев в течение сезона Швейцария в компании просела минимум на 30%, новогодние продажи также явно ниже прошлогоднего уровня.
На этот раз, судя по публикации в «Коммерсанте», речь идет о второй волне запретов – она может «накрыть» сотрудников госкомпаний, руководители которых попали под санкции, в том числе, например, РЖД. Правда, как и в случае с силовиками, информация опять противоречивая. Якобы в первую очередь ограничения касаются менеджеров, работающих со сведениями, которые составляют государственную тайну. Например, такие рекомендации есть в некоторых энергокомпаниях, которых санкции даже не коснулись. Такие неформальные рекомендации существуют как минимум в двух госкомпаниях энергосектора. В одной они касаются топ-менеджмента, причем речь идет о странах, поддержавших санкции. Для поездок туда требуется разрешение, но выезд по массовым туристическим направлениям, например, в Турцию и Египет, не запрещен. Источник в РЖД, имеющий доступ к секретной информации (подпадает под закон «О гостайне»), говорит, что от руководства монополии не поступало официальных или негласных запретов на выезд за границу. Кто-то, напротив, утверждает, что рекомендации по ограничению выезда за рубеж все-таки есть. При этом обычные сотрудники не наказываются за нарушение введенных правил.
Елена Зрянина уверена, что официальный запрет сотрудникам госкомпаний в таких случаях и не нужен: для ограничения выезда руководству достаточно просто «погрозить пальцем». В нынешней ситуации мало кому захочется терять работу. Вполне реальным считает новые ограничения и Владимир Попов. «Однако сообщения об этом появились только что, и рынок пока на них не отреагировал. Полгода назад мы столкнулись с отказами, но сейчас пока тихо, никто из наших клиентов туры не аннулирует», – рассказал он RATA-news. Собеседник уверен, что любые дополнительные ограничения по выезду – серьезная неприятность. Тем не менее, отказ госчиновников и силовиков от путешествий не станет катастрофой для турбизнеса. «Ограничения скажутся на объемах, но речь может идти о падении на несколько процентов», – уверен Владимир Попов.
Причина, по его словам, в том, что далеко не все сразу после указаний начальства «берут под козырек». К тому же поток переориентируется на другие направления. С ним согласен Александр Преображенский. «Европы стало меньше, зато у состоятельной публики вырос интерес к круизам по России, поездкам на юг страны, Особенно увеличилась популярность Геленджика, где инфраструктура вполне соответствует современным запросам туристов», – пояснил он. В «Содисе» поток туристов в Европу и другие «недружественные» страны в этом году заметно снизился, зато в разные регионы Азии – вырос. Так что пока в компании строят оптимистичные планы на Новый год.
Генеральный директор компании «Аэро Клуб» Денис Матюхин также рассчитывает, что Новый год будет продаваться в тех же объемах, что и год назад: «Глобально ничего не изменится. Заявок от бизнес-структур и компаний на корпоративные поездки довольно много». Все будет хорошо, уверен он, и тут же оговаривается: если вдруг не последует, как в прошлом году, неожиданный призыв от правительства экономить средства. Правда, компания работает в основном с частными, негосударственными структурами, и на них государственные ограничительные меры влияют в меньшей степени.
С другой стороны, учитывая нарастание напряженности в обществе, можно ждать самых неприятных для бизнеса «инициатив». Например, известно, что КПРФ готовит законопроект, запрещающий депутатам Госдумы отлучаться из страны без разрешения ее председателя. На госслужащих были направлены инициативы коммунистов о запрете лечиться за границей, а Минюста предложил запретить им отдыхать за границей за счет иностранцев. Отличилась Магаданская областная дума, решив закрыть выезд тем, кто уклонялся от службы в армии. Кто-то поговаривает даже о введении выездных виз. А вчера председатель Госдумы Сергей Нарышкин попросил депутатов до 31 октября сдать на хранение выданные им дипломатические паспорта. По закону депутаты обязаны это делать после каждой служебной загранкомандировки, но чаще всего держат документ при себе и используют по своему усмотрению, например, для безвизового въезда в шенгенские и другие страны, в отношении которых действует безвизовый въезд на основании двусторонних соглашений.
И дело не только в госчиновниках. В обществе растут опасения перед новым железным занавесом. Недавно «Левада-Центр» провела опрос о возможности ограничений на выезд за рубеж. Треть россиян считает, что определенным категориям населения действительно надо ограничивать выезд из страны. Более половины рассматривают такие ограничения как недопустимые. Власти заявили, что постановка вопроса о возможном закрытии границ России абсурдна, однако сам факт проведения опроса показателен: идея витает в воздухе.