Открытие межрегионального историко-документального проекта «Дорога Победы Ивана Зубкова» в Музее Мостов

21 января 2025 года в 17.00 в Музее мостов (Мучной, 2) откроется выставка «Дорога Победы Ивана Зубкова».

Межрегиональный историко-документальный проект подготовлен ФГБУК «Центральный музей железнодорожного транспорта РФ» совместно с архивами Санкт-Петербурга и Москвы, АО «Метрострой Северной Столицы», АО «Мосметрострой», историками, исследователями и родными  героя-метростроевца.

В год 80-летия Победы в Великой Отечественной войне наш музей через историю выдающегося специалиста в области транспортного строительства Ивана Георгиевича Зубкова расскажет о героических страницах битвы за Ленинград. Она стала одной из самых продолжительных не только в истории Второй мировой войны, но и в мировой истории военных конфликтов в целом.

Выставка откроет цикл мероприятий, посвященных юбилею победного мая 1945-го. События, связанные с прорывом блокады в Ленинграде, по праву можно назвать предвестниками великой Победы среди войны.

Вошедшая в летопись Северной столицы история Ивана Георгиевича Зубкова началась в январе 1941 года.  Почти шесть месяцев под его руководством в Ленинграде строилось метро. В планах был пуск первой линии к 7 ноября 1942 года. Строительство остановила война.

В годы Великой Отечественной войны сотрудники Ленметростроя под руководством Ивана Георгиевича Зубкова участвовали в сооружении железобетонных оборонительных укреплений на Пулковских высотах, на Карельском перешейке, под Лугой и Кингиссепом, укладывали подъездные пути линии Войбокало – Кобона – Коса, портовые сооружения на Ладожском озере. Под руководством инженера возводилась легендарная железнодорожная линия Поляны – Шлиссельбург, по которой прошел первый поезд с продовольствием в блокадный Ленинград.

Не случайно народ назвал магистраль «Дорогой Победы». Эта трасса позволила накопить силы, средства, всё необходимое, чтобы в январе 1944 года полностью разгромить армию «Север» и снять блокаду города

«Тема Дороги Победы и ее героев требует особого, пристального внимания специалистов, историков и широкой общественности», - подчеркнул директор Центрального музея железнодорожного транспорта России Владимир Иванович Мителенко. - Отрадно, что наш проект стремительно развивается: пополняется артефактами, а главное - обретает новых партнеров и продолжит работу на площадках не только в Санкт-Петербурге, но и в Ленинградской области и других городах страны.

 

Железных дорог, построенных под руководством Зубкова, не сохранилось: в мирной жизни они были не нужны. Но остался город, куда, несмотря на все ужасы блокады, не ступила вражеская нога. И его метро, пущенное через 10 лет после Победы. То самое, первый километр которого до войны успел проложить «Ленметрострой» Ивана Зубкова.

В ходе подготовки проекта получено много интересных сведений и документов.

На выставке речь пойдет о некоторых ранее неизвестных страницах биографии и гибели героя обороны Ленинграда. Впервые представлен ряд уникальных подлинных артефактов.

На выставке в полном объеме можно посмотреть документальный фильм «Путь открыт», снятый в 1943 году Ленинградской студией кинохроники  (режиссер И. Комаренцев). Ныне картина хранится в Российском государственном архиве кинофотофонодокументов. На кадрах запечатлён момент встречи ленинградцами первого поезда с Большой земли 7 февраля 1943 года.

 На перроне Финляндского вокзала митинг и среди участников события и выступающих главный герой выставки - Иван Георгиевич Зубков.

В экспозиции также предметы и костюмы героев художественного фильма «Коридор бессмертия», снятого АНО «Творческая студия «СТЕЛЛА» в 2019 году.  Картина раскрывает малоизвестные факты о строительстве и работе Дороги Победы.

Виссарион Саянов, корреспондент фронтовых газет в группе писателей при Политуправлении Ленинградского фронта, в 1943 году, обращаясь к руководителям строительства Дороги Победы, сказал: «Величайшей скромности ваши люди и величайшего подвига. Не расстраивайтесь, что о вас мало пишут. Победа придёт. И придёт она по вашим рельсам».

 

Ждем вас 21 января 2025 года в 17.00 по адресу: Музей мостов, Мучной переулок, 2

СПРАВОЧНО:

 Иван Георгиевич Зубков - Герой Социалистического Труда, талантливый советский инженер, начальника строительства №5 Народного комиссариата путей сообщения (НКПС),начальник управления военно-восстановительных работ Ленинградского фронта (УВВР-2),генерал-директор пути и строительства II ранга.

Участники выставки:

ФГБУК «Центральный музей железнодорожного транспорта Российской Федерации»,

АО «Метрострой Северной Столицы»,

 Совет ветеранов ОАО «Метрострой»,  

АО «Мосметрострой»,

Архивный Комитет Санкт-Петербурга,

Центральный государственный архив Санкт-Петербурга,

 Центральный государственный архив историко-политических документов Санкт-Петербурга,

Центральный государственный архив кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга,

Центральный государственный архив научно-технической документации Санкт-Петербурга,

Российский государственный архив (г.Москва)
кинофотодокументов

АНО «Творческая студия «СТЕЛЛА»,

внук И.Г. Зубкова – Алексей Михайлович Еремин,

 краевед Михаил Александрович Крайнов,

Собиратель семейной истории Зубковых  Мурат Тимурович Валиев

Алексей Григорьевич Денисов,  российский журналист, главный редактор познавательного телеканала ВГТРК «История», режиссёр документального кино.

Фото ФГБУК ЦМЖТ России

Размешение Ваших турновостей на Pitert.Ru    Турновости, канал @pitertru в Telegram

Другие новости по теме «Музеи, памятники, парки»

Январь 15, 2025 - 11:03

Как отметила старший научный сотрудник музея-заповедника Ольга Ламеко, в историческом собрании Павловска находится три таких учебных пособия.

 

Январь 14, 2025 - 05:27

В Михайловском дворце Русского музея состоялась торжественная передача в дар Русскому музею архивного номера газеты «Санкт-Петербургские ведомости» от 18 февраля 1854 года.

 

Январь 9, 2025 - 03:38

Напоследок перед Новым годом Эрмитаж открыл вторую очередь новой постоянной экспозиции «Культура и искусство Китая». 

 

Январь 7, 2025 - 11:46

Напомним, что Павловск создавался как летняя резиденция. Приспосабливать дворец для постоянного проживания начали лишь при великом князе Константине Николаевиче.