Ассоциация по развитию туристского рынка «Союз туристических агентств» (СТА) и Ассоциация турагентов по развитию туристического бизнеса «Альянс туристических агентств» (АТА) выступают с совместным открытым обращением в регулирующие туристсткую отрасль органы исполнительной власти РФ с целью получения разъяснений по важнейшему для турагентского бизнеса документу, который вызвал неоднозначную бурную реакцию всего турагентского сообщества, – типовой форме договора о реализации турпродукта.
Ассоциация СТА и Ассоциация АТА обращаются в Министерство юстиции РФ, Министерство культуры РФ и Федеральное агентство по туризму с просьбой дать разъяснения по порядку исполнения типовой формы договора о реализации туристского продукта, заключаемого между турагентом и туристом и (или) иным заказчиком. (Приказ Министерства культуры РФ от 31.10.2016 №2386 «Об утверждении типовых форм договора о реализации туристского продукта, заключаемого между туроператором и туристом и (или) иным заказчиком, и договор о реализации туристсткого продукта, заключаемого между турагентом и туристом и (или) иным заказчиком». Зарегистрирован в Минюсте России 13.04. 2017 №46358).
Мы считаем, что установленная форма договора противоречит действующему законодательству РФ, а именно Федеральному закону №132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ».
Так, в ст. 9 закона 132-ФЗ установлено, что «Туроператор обеспечивает оказание туристу всех услуг, входящих в туристский продукт, самостоятельно или с привлечением третьих лиц, на которых туроператором возлагается исполнение части или всех его обязательств перед туристом и (или) иным заказчиком».
Однако в предложенной Министерством культуры типовой форме исполнителем по договору является турагент, а пункт 1.1. договора гласит, что «В соответствии с Договором Исполнитель обязуется обеспечить оказание Заказчику комплекса услуг, входящих в туристский продукт, сформированный Туроператором, по договору о реализации туристсткого продукта…». А пунктом 3.1. типовой формы договора установлено, что «Исполнитель обязан оказать все услуги, входящие в туристский продукт, самостоятельно или с привлечением третьих лиц….».
Таким образом, в случае неисполнения, либо ненадлежащего исполнения туроператором своих обязательств перед туристом, ответственность будет возложена на турагента, что противоречит Федеральному закону №132-ФЗ.
Более того, ст. 10 закона №132-ФЗ предусмотрено, что к существенным условиям договора о реализации турпродукта, наряду с остальными существенными условиями, относятся:
– информация о порядке и сроках предъявления туристом и (или) иным заказчиком требований о выплате страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора, либо требований об уплате денежной суммы по банковской гарантии, а также требований о возмещении реального ущерба туристу и (или) иному заказчику за счет средств фонда персональной ответственности туроператора при условии, что денежных средств страховщика или гаранта для выплаты страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора или уплаты денежной суммы по банковской гарантии оказалось недостаточно в случае, если фонд персональной ответственности туроператора не достиг максимального размера (за исключением туроператоров, указанных в абзацах втором и третьем части пятой ст. 4.1. настоящего Федерального закона);
– информация о порядке и сроках предъявления туристом и (или) иным заказчиком требований о возмещении реального ущерба туристу и (или) иному заказчику за счет средств фонда персональной ответственности туроператора в случае, если фонд персональной ответственности туроператора достиг максимального размера.
Но данная информация в типовой форме договора о реализации туристсткого продукта отсутствует.
Мы полагаем, что применение данной формы договора может повлечь негативную судебную практику для турагентов, т.к. формулировки, прописанные в договоре, позволят в судебных спорах перекладывать всю ответственность за неисполнение договорных обязательств, касающихся ответственности туроператора, непосредственно на турагента. И здесь усматривается заинтересованность туроператорских компаний в лоббировании данного документа с целью перекладывания, а скорее намеренного «размывания» туроператорами ответственности за качество оказания услуг, входящих в турпродукт.
Кроме того, мы считаем, что данная типовая форма договора может послужить пусковым механизмом для начала тотальных проверок турагентов Роспотребнадзором на предмет ее применения, а также исполнения всех изложенных в договоре пунктов.
Мы настаиваем, что исполнять типовую форму договора в существующей редакции невозможно, и просим дать разъяснения по трактованию документа – является ли типовая форма договора рекомендованной к применению или обязательной к применению турагентами?
В случае обязательности применения только данной формы договора, это условие будет идти вразрез еще и с Гражданским Кодексом РФ в части пункта, касающегося свободы договора (ГК РФ ст.421 п.2 «Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами»). Вместе с тем, обращаем внимание, что фраза «иные условия определяются по согласованию сторон» в тексте типовой формы вовсе отсутствуют.
В любом случае, настаиваем на доработке и приведении типовой формы договора о реализации турпродукта в соответствие с Федеральным законом №132-ФЗ, а также с Постановлением Правительства РФ от 18.07.2007 №452 «Об утверждении Правил оказания услуг по реализации туристсткого продукта» и Гражданским Кодексом РФ.
Выступаем с инициативой о доработке данного документа с учетом профессиональных мнений и оценок экспертов турагентского сообщества.
С уважением,
Президент ассоциации по развитию туристсткого
рынка «Союз туристических агентств» Голов С.В. .
Исполнительный директор ассоциации
турагентов по развитию туристического
бизнеса «Альянс туристических агентств» Осипова Н.В.
Фото atarussia.ru