Туристические агентства, входящие в Сеть ТБГ, создали рабочую группу, чтобы сформулировать предложения представителей розницы по доработке отраслевого законодательства. Мы приводим полный текст обращения, которое было подготовлено по итогам заседания 13 февраля.
Уважаемые коллеги!
Инициативная группа агентств Сети «ТБГ. Туристические бренды» просит поддержать тезисы и инициативы по изменению законодательства в области туризма в целях защиты туристов и сохранения стабильности и порядка в отрасли.
Основные задачи:
1. Обеспечение финансовой и физической безопасности российских туристов-клиентов турфирм как на территории России, так и за рубежом.
2. Создание понятных и прозрачных, равных для всех участников рынка правил игры, которые, в свою очередь, позволят вывести туризм из разряда социально-опасных отраслей и придадут цивилизованный вид туризму как бизнесу.
3. Улучшение имиджа тур. отрасли в целом, и турагентств, находящихся на самой уязвимой позиции в этом вопросе, в частности.
По первому вопросу:
1. Ввести обязательное страхование каждого тура на полную стоимость, указанную в договоре с туристом. Турагентства и туроператоры, работающие с прямыми клиентами, должны это делать одновременно с заключением договора с туристом. Стоимость такой страховки должна быть в разумных пределах, и, безусловно, зависеть от стоимости тура (например, 1-2%), и оплачиваться туристом как выгодоприобретателем.
2. Размер фингарантий туроператоров сделать соответствующим их финансовым оборотам, исключить ситуации, при которых финансовых гарантий не хватает на всех пострадавших туристов.
3. Ввести обязательное страхование ответственности турагентств во избежание последствий банкротств и исчезновения компаний с деньгами туристов, а также для расчетов с туроператорскими компаниями, пострадавшими от деятельности ненадежных партнеров- агентств. Сумма страховых взносов должна быть доступной среднестатистическому агентству. Помимо урегулирования проблемных финансовых ситуаций это позволит очистить рынок от «подснежников» - появляющихся из ниоткуда к сезону фирм-однодневок, не имеющих ни расчетного счета, ни кассового аппарата, ни квалифицированного персонала, и своим непрофессионализмом и финансовой нечистоплотностью дискредитирующих и подрывающих весь туристический рынок России.
4. Создать систему открытой отчетности туроператоров и соответствующего надзорно-контролирующего органа над ТО. Должны быть разработаны нормативы и показатели, характеризующие финансовую устойчивость туроператорских компаний, ведь они отчасти тоже являются финансовыми компаниями, принимающими деньги граждан в обмен на туристические путевки. Эти показатели должны публиковаться периодически и позволять участникам рынка делать свои выводы о партнерстве с тем или иным оператором. Очень важна реальная оценка кредитных рисков и прочих долговых обязательств ТО.
5. Включать компании в Реестр туроператоров не только при наличии у них финансовых гарантий, но и при безусловном соблюдении упомянутых в п. 4 нормативов и показателей. Своевременно исключать из Реестра обанкротившиеся и проблемные компании.
6. Избирательно подходить к вопросу страхования туроператоров и турагентств страховыми компаниями, делегируя такие полномочия только проверенным устойчивым страховым компаниям, возможно применяя систему перестрахования рисков.
7. Повысить социальную ответственность авиакомпаний-перевозчиков в кризисных ситуациях.
8. Повысить социальную ответственность и лояльность сотрудников российских консульских служб за рубежом.
По второму вопросу:
1. Законодательно упорядочить и привести к единообразию договорные отношения между туроператорами и турагентствами, между турагентствами и туристами.
2. Законодательно упорядочить и привести в соответствие с реалиями рынка санкции за аннуляцию тура. Каждая из сторон договора, включая туриста, должна осознанно подходить к вопросу заключения и расторжения договора. В настоящий момент турагентства находятся в этом вопросе в наиболее бесправном положении, так как по закону о защите прав потребителя при расторжении договора по инициативе туриста турагентства обязаны вернуть туристу всю уплаченную им стоимость тура, вне зависимости от условий аннуляции в договоре с туроператором и в договоре туроператора с отелем. Туроператор удерживает свои фактически понесенные расходы, и зачастую даже не предоставляет данные о них турагентству, и возвращает агентству сумму меньшую, чем агентство оплатило туроператору.
3. Привести в соответствие и равновесие законодательство о туризме и закон «О защите прав потребителя». Четко разграничить сферы финансовой и юридической ответственности всех участников договорных отношений, всех исполнителей услуг для туриста.
4. Привести в соответствие реалиям рынка финансовую ответственность авиакомпаний перед туристами за задержки, отмены рейсов.
5. Составить список критериев оценки ущерба в случае, когда у туриста возникают проблемы во время турпоездки. Выработать нормы денежной компенсации туристам в случае не заселения в отель, не предоставления трансфера и других услуг по туру, определить степень ответственности каждого из участников рынка в подобных случаях. Это позволит избежать многочисленных судебных разбирательств с туристами в стандартных случаях.
6. Разработать различные виды обязательного и добровольного страхования туристов по большинству известных в страховой практике случаев. В настоящий момент страхование от невыезда, к примеру, не покрывает многих случаев (заболевание без госпитализации и т.д.).
7. Рекомендовать страховым компаниям разработать и публиковать в открытых источниках исчерпывающие перечни документов, требуемых по каждому виду страховых выплат (включая информацию о том, какие документы необходимо предоставлять в оригинале, а какие - в копиях). К сожалению, сейчас страховые компании зачастую корректируют требования к подтверждающим документам, предоставляемым туристами, уже во время обращения в страховую компанию или во время рассмотрения их.
8. Законодательно упорядочить работу туроператоров и агентств по субагентским договорам. В последнее время участились случаи недобросовестного исполнения обязательств перед туристами и партнерами при работе по субагентским договорам.
По третьему вопросу:
1. В настоящий момент огромное количество негатива выплеснулось на экраны телевизоров, на страницы печатных изданий. Журналисты в погоне за «жареными» фактами искажают фактические ситуации до неузнаваемости. Мы понимаем, что это такой же бизнес, как и многие другие. Вызывает огромное сожаление, что даже отдельные высокопоставленные чиновники Роспотребнадзора проявляют полную некомпетентность в вопросах туризма, своими заявлениями и действиями подрывая и без того хрупкий и нестабильный рынок.
2. Очень актуальной на данный момент проблемой, когда на многих зимних туристических направлениях наблюдаются политические, климатические, экономические потрясения, является проблема демпинга со стороны туроператоров и турагентств. Финансовые пирамиды туроператоров рано или поздно, иногда абсолютно непрогнозируемо по срокам, рушатся. Агентства, работающие в убыток, только на оборотных средствах, также уходят в небытие, а «рабочие лошадки», которые честно и профессионально выполняют свои обязательства перед туристами и партнерами, вынуждены оправдываться за чужие грехи и отмываться от чужих пятен на своей репутации. Туроператоры, которые пытались своими средствами бороться с демпингом, натолкнулись на полное непонимание со стороны антимонопольных органов. Наше предложение – организовать службу мониторинга и финансово наказывать туристические компании – операторов и агентства, дестабилизирующие и разрушающие рынок.
3. Создать систему сертификации агентств и их сотрудников.
4. Создать такие условия по вопросам налогообложения и законодательной базы, которые бы привели к выводу всей отрасли из «полутени», что позволит максимально защитить интересы туристов и предпринимателей.
Наше мнение о предложениях и инициативах, обсуждаемых в последнее время в отношении реорганизации туротрасли.
1) По вопросу организации саморегулирующихся объединений в туризме:
На примере других отраслей, где СРО уже работают, можно сделать вывод о том, что СРО как средство сбора членских взносов, внутриотраслевой коррупции и рассадника компаний-однодневок, в туризме совершенно не нужны. При более чем скромных финансовых успехах турагентств в последнее время содержать балласт в виде администрации СРО, а также платить из общего фонда по обязательствам проблемных участников нереально.
Поставленные задачи может решить профессиональное объединение, которое позволит оценивать квалификацию агентств, решать проблему демпинга и качества обслуживания туристов, а также будет выступать арбитром в возникающих конфликтных ситуациях, гарантом перед партнерами, контролирующим органом. Мы - за профессиональный рынок, где, как в медицине, в первую очередь действует принцип: «не навреди». Должен быть введен запрет на профессию для руководителей компаний, нанесших значительный ущерб туристам.
2) По вопросу об увеличении уставного капитала туристических компаний:
На наш взгляд, эта мера не принесет ожидаемого результата, т.к. формирование уставного капитала денежными средствами не исключает мгновенной растраты этих средств после регистрации компании, а внесенное в уставный капитал имущество может быть завышено в стоимости или малоликвидно. Тем более, с момента фактического банкротства компании до момента официальной её ликвидации могут пройти годы, и пострадавшие граждане получат в лучшем случае обесцененные инфляцией деньги.
3) По вопросу работы агентств от имени и по поручению Туроператора.
Агентства в большинстве своем согласны с этим предложением. Но надо понимать, что делегирование полномочий агентству должно быть основано на доверии туроператора к каждому конкретному агентству. Доверие может быть подкреплено только материально: депозитом или страхованием ответственности агентства перед оператором. Депозитов на всех партнеров для поддержания ассортимента даже у крепко стоящих на ногах агентств не хватит, кредитные ресурсы на эти цели при низкой маржинальности в нашей отрасли – вещь очень рисковая. Остается только страхование. Положительный аспект – самоочищение рынка от фирм-однодневок.
4) По вопросу об электронной путевке:
Успешность данного шага зависит от стоимости процесса и того, на чьи плечи лягут расходы. Да, безусловно, это будет способствовать прозрачности и цивилизованности рынка. Но, памятуя о сложностях с введением аналогичной меры на алкогольном рынке, как бы не получить нам в один прекрасный момент при введении этой системы полный коллапс и невозможность исполнения обязательств перед туристами со стороны всех участников рынка.
Безусловно, не все вышеупомянутые меры надо принимать одновременно, какие-то решения являются дополняющими друг друга или взаимоисключающими. Все эти вопросы требуют тщательной детальной проработки, ибо достаточно у нас уже принятых законов, которые фактически не работают. Со своей стороны мы, представители туристических агентств Сети «ТБГ. Туристические бренды», готовы личным участием содействовать в разработке справедливого и отвечающего современным нуждам туристического рынка законодательства, которое сделает нашу отрасль социально-ответственной, прозрачной и отвечающей интересам граждан нашего государства.
Подготовлено по результатам встречи инициативной группы дилеров Сети «ТБГ. туристические бренды» в офисе управляющей компании 13 февраля.
Во встрече участвовали:
Оксана Тизяева (Элита), Елена Мерсье (Альт Вояж), Ирина Хакимова (ХИТ сезона), Елена Горошкова (ATW-Prestige), Ирина Некрасова (ВСК-тур), Вячеслав Верховых (ГеммА-тур ВИП), Виктория Репина (Кариатида)