Массовое снижение агентской комиссии, а также засилье промо-тарифов в продуктовой линейке многих туроператоров, что уже стало одним из главных трендов на туристическом рынке России в 2017 году, может привести к банкротству множества игроков и коллапсу всей отрасли. По мнению Альянса Туристических Агентств (АТА), на данный момент ситуация с выплатой вознаграждений турагентам достигла критической отметки. На этом фоне АТА подготовил открытое письмо к участникам 2-го Всероссийского конгресса туроператоров, который пройдет в Сочи с 21 по 24 ноября, а также к общественным объединениям РСТ и АТОР, призвав партнеров к равноправному и взаимовыгодному сотрудничеству.
«Этот вопрос назрел уже очень давно, став актуальным абсолютно для всех турагентств России – помимо обращений от своих членов президиум АТА получает по этой теме множество писем и от турагентств, не входящих в Альянс. Поэтому мы со всей ответственностью можем констатировать, что сейчас на рынке сложилась очень напряженная обстановка – ситуация достигла своей критической отметки, и чтобы не допустить различных эксцессов, пришло время обратиться к туроператорам и начать реальный диалог. Но я хочу особо подчеркнуть, что мы все находимся в одной лодке, поэтому должны друг друга слышать. Мы просим туроператоров обратить внимание на наше письмо и пойти с нами на диалог, поскольку агентский рынок находится на пределе и неизвестно, к чему это может привести», - пояснила корреспонденту инфогруппы «ТУРПРОМ» исполнительный директор АТА Наталия Осипова.
По её словам, в условиях пониженной комиссии и засилья промо-тарифов собственникам турагентств уже нечем платить зарплату менеджерам, оплачивать аренду офисов, а банки отказывают турагентствам в обслуживании, закрывая их счета. «Дело в том, что оборот у турагентств остался практически неизменным, а размер комиссии, являющиеся налоговой базой, уменьшился почти вдвое, а такое уменьшение налогов теперь расценивается Росфинмониторингом как подозрительное. В итоге турагентствам банки закрывают счета, причем это приобрело массовый характер, и не только в Москве, но и в регионах», - пояснила Наталия Осипова.
В открытом письме отмечается, что АТА выражает глубокую обеспокоенность ситуацией, которая складывается на российском туристическом рынке в последнее время. Приводим полный текст этого письма:
«Снижение агентского вознаграждения, расширение «зоны» промо тарифов, необоснованное использование туроператорами других подобных инструментов в отношении турагентств, привели к тому, что многие турагенты оказались на грани, а то и за гранью рентабельности. При этом, продолжают стремительно разрушаться проверенные временем, работающие и эффективные связи между ТО и профессиональными, заслужившими репутацию и доверие потребителей ТА», - говорится в тексе обращения.
Там также подчеркивается, что прошедший год показал, что практика ведения туроператорами ценовых войн и борьбы за клиента за счет уменьшения комиссий, не способна решить заявленную «высокую» цель: борьбу с демпингом на розничном рынке. Наоборот, по мнению АТА, стремительно растет число различного рода временщиков, фрилансеров, фирм без офисов и бухгалтерии, даже без договоров с туроператорами. «Не имея иных инструментов для привлечения клиентов, наработанных методик, знаний и опыта, они, пользуясь лояльностью ТО, всё шире и шире тиражируют необоснованные скидки в каждой продаже, каждому туристу. Тем самым, создаются условия для мошеннических действий и незаконных схем, падает качество обслуживания клиентов, что может привести к полной репутационной дискредитации всей отрасли», говорится в письме.
Вдобавок к этому, сами туроператоры используют запрещенные приемы и завлекают прямых туристов дополнительными автоматическими скидками 3-5%. «Эта бесконечная игра на понижение приводит к откровенному демпингу и заводит в тупик уже туроператоров: число покупателей не растет, а маржинальность стремится к нулю», - подчеркивают в Альянсе.
«Альянс туристических агентств, представляя интересы более 5`000 своих членов, предлагает всем ответственным и клиентоориентированным туроператорам сесть за стол переговоров и договориться о действительно равноправном сотрудничестве, о паритете цен, действенных мерах по борьбе с демпингом и скидками. Настаиваем, что в условиях сегодняшних реалий, минимальный размер агентского вознаграждения, необходимый для эффективной работы по реализации продукта того или иного туроператора, не может составлять менее 10% от цены турпакета, включая полный перечень доплат и сборов», - заявили в АТА, отметив, что со своей стороны, члены Альянса готовы взять на себя обязательства по контролю обоснованности скидок туристам в собственных и франчайзинговых офисах продаж, при условии соблюдения симметричного подхода со стороны ТО.
Фото Турпром.ру