Глубокоуважаемый Игорь Евгеньевич,Ассоциация туроператоров России (АТОР) обращается к Вам в связи с крайне напряженной ситуацией, которая сложилась из-за ужесточения конкурентной борьбы в области осуществления чартерных и регулярных рейсов на популярных туристических направлениях. За последние две недели в разы увеличилось количество обращений туристов, которые зачастую вплоть до момента вылета не знают – рейсами какой авиакомпании они полетят и полетят ли вообще. Вопросы относительно правового регулирования изменений условий перевозки после полной оплаты авиабилета возникают у потребителей из-за участившихся в последнее время замен авиарейсов, авиаперевозчиков и доплат за авиабилет по причине отозванных либо не выданных допусков к выполнению чартерных рейсов.
Очевидно, что крупнейшие авиаперевозчики с ожесточением делят воздушное пространство, не считаясь с потребителями их услуг – пассажирами. Последняя история с рейсами Москва-Рим, Москва-Милан, Москва-Венеция, которые не смогли «поделить» «Трансаэро» и «Аэрофлот» раскачало и без того достаточно нестабильную ситуацию с оказанием услуг в области авиаперевозки. Не менее тревожная ситуация складывается с вылетами в Сеул – из-за споров «Владивосток Авиа» с региональным перевозчиком, под угрозой вылеты 30 и 31 декабря более тысячи пассажиров, большинство из которых летят на запланированный отдых.
По данным направлениям заключенные договоры на авиаперевозку придется перезаключать с другим перевозчиком. Это неизбежно повлечет дополнительные финансовые затраты для потребителей, уже приобретших билеты на эти рейсы, не говоря уже о заменах полетных данных, которые просто могут не устраивать пассажиров. Потребители оказываются в ситуации, ограничивающей их возможности выбора авиаперевозчика, стоимости авиабилета, аэропорта вылета и т.п.
Применение норм приказа Минтранса России № 92», согласно которому устанавливается «Порядок допуска перевозчиков, имеющих соответствующие лицензии, к выполнению международных воздушных перевозок пассажиров и (или) грузов», не должно противоречить нормам защиты прав потребителей. В вопросе допусков к осуществлению чартерных и регулярных рейсов сохраняется непредсказуемая и нестабильная ситуация. По-прежнему авиакомпании не получают своевременно документального подтверждения от Росавиации о положительном либо отрицательном решении по заявке перевозчика на те или иные рейсы.
Создание ситуаций, при которых участники турбизнеса вынуждены расторгать уже согласованные и подписанные договоры на авиаперевозку, а также появление на туристических направлениях монополии на воздушную перевозку, недопустимо.
Потребители должны иметь возможность не только приобрести авиабилет на то или иное направление, но и возможность выбора авиаперевозчика и, главное, быть уверенными в том, что выбранный ими рейс состоится, перевозчик не будет заменен другим и за уже приобретенный авиабилет не придется доплачивать.
АТОР обращается к вам с просьбой обеспечить цивилизованные условия работы авиаперевозчиков с тем, чтобы в результате их конкурентной борьбы не страдали потребители. Мы просим вас еще раз обратить внимание на неоднократно озвученные предложения АТОР - мы готовы к сотрудничеству и при необходимости можем предоставить Росавиации все необходимые аналитические данные по оценке объема перевозке на главных туристических направлениях.
Первый вице-президент АТОР В.Д.Канторович