Отпуск выходного дня. Почему путешественники сокращают продолжительность отдыха

Меняющаяся культура путешествий вкупе с серьезным ограничением бюджета на отпуск стимулирует российских путешественников все чаще делать выбор в сторону краткосрочных поездок за рубеж. "Деньги" выяснили, куда и с каким бюджетом отправляются российские любители слетать за границу на выходные.

Реакцией российских путешественников на затянувшийся кризис стало сокращение сроков поездок за рубеж. На эту тенденцию обращают внимание как системы самостоятельного бронирования, так и продавцы организованных туров. В этом году период зарубежной поездки россиян в среднем составил 12 дней, сократившись на сутки по сравнению с 2017 годом, а доля запросов на непродолжительные полеты оказалась максимальной за последние четыре года, свидетельствуют данные Skyscanner. Согласно расчетам поисковика, билеты за рубеж на два-три дня в этом году формируют 13% спроса против 10% годом ранее, а на период до семи дней — 47% вместо 41%. Доля пользователей, готовых отправиться за границу больше чем на две недели, напротив, за год сократилась с 22% до 17%.

Новая культура путешествий

Рост интереса к непродолжительным выездам — долгосрочная тенденция. Согласно расчетам OneTwoTrip, по итогам летнего периода этого года краткосрочные поездки продолжительностью до семи дней сформировали 50% продаж авиабилетов за рубеж. Четыре года назад, летом 2014 года, на них приходилось лишь 33% спроса. Представитель OneTwoTrip Алексей Белоусов объясняет: увеличение произошло за счет сокращения на 6,9% доли поездок продолжительностью от восьми до 14 дней и на 10,2% путешествий более двух недель. Руководитель проекта "Связной-Трэвел" Андрей Осинцев соглашается: интерес к коротким путешествием заметно растет. Но, по его словам, в структуре продаж сервиса на авиабилеты, охватывающие период менее чем в неделю, сейчас приходится лишь 10% продаж сервиса. "Россияне действительно чаще предпочитают продолжительным путешествиям поездки на выходные дни: это связано и с бюджетом на поездки, и в целом с новой культурой отдыха — каждая поездка — это новое место и новые эмоции",— рассуждает господин Осинцев.

Алексей Белоусов уверен, что популярность краткосрочных поездок обеспечивают сразу два противоречивых тренда. "С одной стороны, стоимость путешествий продолжает расти и туристы стараются всеми способами оптимизировать свои траты, с другой — все больше людей стремится выехать за границу несколько раз в год, посмотреть разные страны, взяв вместо одного длинного отпуска несколько коротких",— рассуждает он.

Выбор туристов

В OneTwoTrip наиболее востребованными направлениями для краткосрочных путешествий за рубеж называют Амстердам, Париж, Прагу, Тбилиси, Минск, Лондон, Стамбул, Вену, Рим и Барселону. Похожие данные приводят в Skyscanner. Согласно расчетам поисковика, в этом году наиболее популярным направлением для полета на три-четыре дня стал Стамбул, сформировав 5,26% таких продаж. На втором месте — Прага (3,02%), на третьем — Париж (2,7%). В число наиболее востребованных городов для путешествий выходного дня в Skyscanner также выделяют Тбилиси. На долю грузинской столицы в этом году приходится 2,6% запросов на краткосрочные путешествия. О феномене Грузии как направлении выходного дня говорит и Андрей Осинцев, по словам которого страна начала развиваться в этом ключе в последние несколько лет за счет наличия коротких и сравнительно недорогих авиаперелетов.

Представитель поисковой системы Momondo Ирина Рябовол уверена, что выбор мест для непродолжительных поездок чаще всего определяется сезонным фактором. Так, в Прагу и Барселону на выходные российские путешественники чаще летают в апреле. Париж пользуется высоким спросом в мае, в Анталью туристы предпочитают ездить в июле, а в Стамбул — в октябре. Среди внутренних направлений для краткосрочных поездок, по мнению госпожи Рябовол, россияне чаще всего выбирают курортные города — Сочи и Геленджик, пик спроса на которые приходится на июль. Следом за ними идут Москва и Санкт-Петербург, при этом в первом случае наибольший спрос приходится на март, а во втором — на май.

Алексей Белоусов из OneTwoTrip ждет, что интерес туристов к краткосрочным поездкам продолжит укрепляться, а их доля, соответственно, расти. По его словам, это произойдет за счет сохранения существенности влияния на спрос двух факторов: увеличивающейся стоимости отдыха за рубежом и расширяющегося потребительского опыта самих туристов, который склоняет их к более частым и активным поездкам. Менеджер по развитию Skyscanner в России Дмитрий Хаванский, который также ждет положительной динамики, приводит иные аргументы. По его мнению, сейчас спрос на краткосрочные путешествия во многом сдерживается ценовым фактором: летать за границу несколько раз на три-четыре дня оказывается существенно дороже, чем выбраться в двухнедельный отпуск. Но в будущем рост обусловлен расширением маршрутной сетки лоукост-авиакомпаний и появлением у классических перевозчиков сверхэкономичных базовых тарифов. Эти опции, на его взгляд, позволят приобретать билеты по невысокой цене и делать поездки выходного дня рентабельными.

Организованный спрос

Интерес к коротким поездкам все чаще проявляют не только самостоятельные, но и организованные туристы, предпочитающие бронирование пакетных предложений. Гендиректор сервиса Level.Travel Дмитрий Малютин говорит, что в 2018 году спрос на туры продолжительностью меньше недели вырос на 56% по сравнению с прошлым годом. В структуре продаж сервиса короткие путешествия формируют более половины. "Люди стараются успевать отдохнуть, даже если у них выдается небольшая передышка,— использовать свои выходные по максимуму",— рассуждает господин Малютин. Согласно расчетам Level.Travel, непродолжительные поездки на выходные чаще всего совершают пары — на них приходится 39% бронирований продолжительностью меньше недели. На втором месте — индивидуальные путешественники, 18%. 15% коротких путешествий совершают небольшие женские группы, состоящие из подруг или родственниц. Семьи с детьми формируют лишь 7% спроса на такие поездки.

Представитель OnlineTur.ru Игорь Блинов называет наиболее востребованными направлениями для непродолжительных организованных путешествий Россию, Турцию, Чехию, Францию, Венгрию, Грузию и Израиль. "В течение года доля туров, продаваемых на три-четыре ночи, невелика, но при наличии длинных выходных их доля сразу резко возрастает",— объясняет он. Согласно расчетам господина Блинова, средняя цена на короткую поездку по России — 12,5 тыс. руб. на человека за три ночи, в Европу — 23-25 тыс. руб. "Как ни странно, самым дорогим направлением здесь считается Венгрия, тур на три ночи в которую будет стоить 35 тыс. руб. на человека",— замечает он.

В Level.Travel приводят немного другие расчеты. Согласно данным сервиса, 38% клиентов для краткосрочных выездов в этом году предпочитают Турцию, за год этот показатель вырос на 14 процентных пунктов. На втором месте по востребованности — Россия, которую выбирают 13%. Направление сильно сдает свои позиции: еще в прошлом году внутренние туры формировали почти треть спроса на короткие путешествия. Третье по популярности направление — Кипр, за год его доля выросла с 10% до 13%. Средний чек на короткую поездку в Турцию, по данным Level.Travel, сейчас составляет 58,8 тыс. руб., за год показатель увеличился на 17%. Непродолжительные поездки в Россию за год подорожали на 43% (до 29 тыс. руб.), на Кипр — на 10% (до 52,5 тыс. руб.).

Фото: Александр Петросян / Коммерсант

Другие новости по теме «Мнения и прогнозы»

Декабрь 2, 2019 - 09:59

50 млн. руб. за лучшие позиции в международных рейтингах — такую сумму власти Москвы готовы заплатить тому, кто разработает стратегию по формированию более привлекательного образа российской столицы. Компания, которая выиграет контракт, должна будет за год повысить позиции Москвы как минимум в четырех из шести популярных рейтингов.

 

Ноябрь 27, 2019 - 09:25

Такого урожая винограда в Дагестане не собирали с советских времен: с 20 тысяч гектаров в нынешнем году удалось получить около 190 тысяч тонн. Еще одним достижением 2019 года стало то, что винодельческие и коньячные предприятия республики переработали рекордный объем сырья - более 130 тысяч тонн.

 

Ноябрь 25, 2019 - 03:18

В этом году презентация Болгарии на международной туристической бирже World Travel Market в Лондоне прошло под слоганом Bulgaria - А Discovery to Share (Болгария – открытие, которым нельзя не поделиться).

 

Ноябрь 22, 2019 - 09:42

В рамках совместного российско-финского проекта «Туристический коридор» может быть создано 60 новых маршрутов, объединяющих Петербург с четырьмя городами озерного района Саймаа. Акцент будет сделан на привлечение туристов в период низкого сезона.