Отставной подполковник ВВС из Петербурга Александр Селезнев заканчивает строить самолет Ш-2

Это история началась случайно, так как никаких предпосылок появлению желания построить самолёт собственными руками у меня никогда не было. Причина, наверное, банальная – я в прошлом летчик и авиационный инженер по самолету и двигателю, поэтому знаю, что значит надёжность самолёта и чем чревато отсутствие этого элемента в летательном аппарате.

Однако случилось так, что, переступив впервые порог музея Арктики и Антарктики я увидел самолет, на котором летал полярный летчик, Герой Советского Союза Михаил Сергеевич Бабушкин.

У читателя может появиться вопрос: «Каково было первое впечатление о самолете-амфибии?» Если честно, то – «да его на «коленке» построить можно…». Полагаю, … наверно я имел право так подумать, так как, на тот момент был уже опыт пилотирования и спортивных самолётов, и истребителя, и самолёта с изменяемой геометрией крыла, довелось освоить несколько военно-транспортных и даже Ту 124 с Ил-14 успел застать … В общим, думал «Шаврушку» можно и на «коленке», тем более в век появления новых технологий и новых материалов. Считал (на тот момент) что решение принято – осталось только приступить к работе и закончить её … дело теперь за малым, найти чертежи, … хорошо бы иметь под рукой тех. описание и инструкцию – ну год, от силы полтора и можно полететь. Но вопрос поиска чертёжной документации оказался не простой – с инструкцией и тех. описанием повезло (после полугодового хождения по архивам и библиотекам Санкт-Петербурга – интернета тогда ещё не было). А вот с чертежами – полный провал, знакомство с директором музея Арктики и Антарктики положительных (на первый взгляд) эмоций не добавило. Но это только на первый – Виктор Ильич, разрешил (я своим ушам сначала не поверил) забраться мне в их бесценный артефакт (экспонат № 1) … Это был со стороны Боярского (я так думаю) беспрецедентный шаг. У меня появилась возможность, не только прикоснуться к легендарному самолёту, но и зафиксировать на фотоплёнку детали и узлы его конструкции с близкого расстояния. Таким образом, удалось понять, что если с крылом, подкосами, хвостовым оперением, дутиком, основными шасси, управлением, силовой установкой - мне как авиационному инженеру под силу провести необходимые расчеты и сделать чертежи, а вот с конструкцией лодки-фюзеляжа, остойчивостью амфибии на воде без специалистов не обойтись …. Несмотря на то, что в годы учебы в общеобразовательной школе у меня был детский опыт общения с речной волной в качестве юного водника Горьковского детского речного пароходства, - но этот опыт скорей мне мешал, чем придавал уверенность в предстоящей работе. Поэтому не оставалось другого решения проблемы по созданию лодки-фюзеляжа как обратиться к профессионалам судостроителям, и такая возможность (к счастью) на то время была. На Средне Невском судостроительном заводе работал (тогда ещё) - просто хороший знакомый по патриотической работе с молодёжью начала 90-х Женя Васильев. Вот к нему, я и пришёл с просьбой оказать содействие в постройке фюзеляжа для «Шаврушки». Женя выслушал мои «безумные» планы на будущее и сказал: «Попробуем чего-нибудь придумать…». Через некоторое время он пригласил меня на завод, и представил директору СНСЗ Пылёву В.П. За время нашей первой беседы мы осушили не один чайник чаю – зато разработали план действия и Виктор Павлович предложил использовать для работ помещение плаза, которое на то время полностью пустовало, до и от директорского кабинета было не далеко. Евгений Евгеньевич, взял полное шефство над проектом – решил все вопросы допуска меня на завод, познакомил с Федорченко В.И. руководителем конструкторского бюро завода, представил начальникам цехов и службы приемки, порекомендовал воспользоваться опытом Ершова Ю.А. Одним словом, дело осталось за малым написать техническое задание, сделать карандашные наброски фюзеляжа самолёта-амфибии, дать габаритные размеры и предполагаемые скорости эксплуатации, ну а дальше – «Соло» за специалистами-профессионалами.

Через два месяца после первого моего прихода на завод, Юрий Александрович выдал первый список необходимого материала для начала работ… и работа стала набирать обороты… Прошёл небольшой промежуток времени и Игорь Валентинович Шкарбанов сделал первое изменение в конструкции амфибии – вместо перкаля (как это было у Шаврова в 30-е) оклеил фюзеляж стеклотканью, тем самым превратив его в современный композит... и нам тогда казалось, что не за горами тот момент, когда прозвучит команда: «От винта!!!»

Однако, наступали «нулевые» и начались дефолты, кризисы … организации которые оказывали меценатскую помощь по проекту были не в состоянии её продолжать… Работа по строительству самолёта-амфибии, аппарата, который мог стать базовой машиной для знакомства молодых людей с небом, стала затухать… Президент Национального Аэроклуба им. Чкалова, летчик и космонавт-испытатель Игорь Петрович Волк по причине ухудшения здоровья отошёл от дел руководства аэроклубом… Поменялось Правительство Санкт-Петербурга и девиз «Авиация, алкоголь и наркотики – вещи несовместимые» стал мало кого интересовать … А Евгений Евгеньевич Васильев, взвалил на свои плечи груз ответственности за сохранность фюзеляжа прототипом которого была легендарная «Шаврушки». Мы тогда и не предполагали, что взвалил он на себя сохранность самолёта Ш-2.99 на столь длительный период – 12 лет…

Через 12 лет обстоятельства сложились так, что проект, о котором многие мои соратники уже забыли, снова получил поддержку от Олега Романовича Шкуратова и Алексей Даниловича Барсука, которые помогали в конце 90-х, а руководство Южной ТЭЦ предоставило свои складские помещения для работы. Именно там, были сделаны крылья, завершены работы по фюзеляжу, москвич Киреев Василий Анатольевич и петербуржец Тиньгаев Василий Петрович помогли купить во Владивостоке двигатель с редуктором и трёхлопастный карбоновый воздушный винт в Омске, а Куранов Алексей Павлович разработал уникальные чертежи топливного бака и сварил его для самолёта. В 2017 году был построен центроплан и впервые запущен двигатель, самолёт получил новое название Ш-2.017 бис (2017 г.). Но без «приключений» не обошлось, в помещениях где мы работали полностью отказало отопление и в зимний период работать стало просто невозможно.

В настоящее время, по ходатайству Председатель Общероссийского профсоюза работников судостроения, судоремонта и морской техники Васильева Е.Е. и при поддержке со стороны Генерального Директора АО «СНСЗ» Владимира Александровича Середохи, нам снова посчастливилось вернуться в Родное гнездо… Здесь, на Средне Невском, в конце XX века зарождался наш проект «Живая страница авиационной истории Санкт-Петербурга», значит здесь, суждено ему и вставать на крыло - в XXI …

 

Автор и руководитель проекта «Самолёт - амфибия Ш-2», Президент Ижорского фонда «КАЧУР», кавалер ордена Почёта, действительный член РГО, к.т.н. А.А.Селезнёв

(в прошлом военный летчик испытатель, подполковник в отставке)

В настоящее время, по ходатайству Председатель Общероссийского профсоюза работников судостроения, судоремонта и морской техники Васильева Е.Е. и при поддержке со стороны Генерального Ди⁠ректора АО «СНСЗ» Владимира Александровича Середохи, нам снова посчастливилось вернуться в Родное гнездо… Здесь, на Средне Невском, в конце XX века зарождался наш проект «Живая страница авиационной истории Санкт-Петербурга», значит здесь, суждено ему и вставать на крыло - в XXI …

https://www.ntv.ru/video/1547588/ 

© Copyright: Селезнёв Александр Александрович, 2018

P.S.

А.А.Селезнев известен своей работой по прославлению имени А.Невского, которой он плодотворно и активно занимается уже более четверти века.
Именно он:
- придумал проект "Автовече Серебряное кольцо Александра Невского" и около 15 лет на автомобилях ездил с друзьями по местам связанным с именем А.Невского на Северо-Западе России (Усть-Ижора, Копорье, Новгород Великий, Псков, Кобылье Городище и др.).
- осуществил установку 2-х памятников в Усть-Ижоре. По основному защитил диссертацию на звание к.т.н. Сложный инженерный проект!!!
- осуществил установку и изготовление памятника 26 лет назад А.Невскому в Кобыльем Городище
- участвует во всех Александро-Невских чтениях у о.Олега Тэора с первых по настоящее время
- установил на камне часовню во имя святого Трифона в Чудском озере
- проводит праздник в г.Пушкине "День русской славы"

Фото Селезнёв Александр Александрович

Другие новости по теме «Музеи, памятники»

Ноябрь 16, 2018 - 13:42

24 и 25 ноября пройдет «Культурный марафон»: в Москве, Санкт-Петербурге, Туле и Калининграде гости музеев смогут свободно посетить выставки и присоединиться к экскурсиям.

 

Ноябрь 16, 2018 - 13:37

На Санкт-Петербургском международном культурном форуме музею-заповеднику "Царское Село" передали бронзовый барельеф с портретом императора Александра I начала XIX века, похищенный в годы Великой Отечественной войны.

 

Ноябрь 13, 2018 - 16:36

Посол Австралии в Российской Федерации Петер Теш (Peter Tesch) передал в дар музею-заповеднику «Царское Село» реконструкцию военной формы сержанта лёгкой кавалерии Австралийского и Новозеландского армейского корпуса (АНЗАК) времен Первой мировой войны.

 

Ноябрь 12, 2018 - 04:05

XXXVII Международный музыкальный фестиваль «Декабрьские вечера Святослава Рихтера» пройдет в ГМИИ им. А.С. Пушкина с 30 ноября по 29 декабря 2017 года.