Продолжаю начатую тему несоответствия действующего закона о туризме современным реалиям на туристическом рынке и приглашаю к обсуждению коллег.
На этот раз попытаюсь обозначить основных игроков.
На самом деле, с момента принятия первой редакции "Закона об основах туристской деятельности", принятого в 1996 году, состав участников не изменился - все те же туроператоры, все те же турагенты. С самого начала в законе не забыли даже про самодеятельный туризм и, вообще, про всю индустрию туризма.
И если состав игроков не поменялся, то более сложной стала структура каждой группы. Наибольшие изменения, на мой взгляд, коснулись туроператоров. С них и начну.
Примеры приведу на базе выездного туризма.
И придется обратиться к "туроператорской" кухне, так как степень ответственности туроператора напрямую зависит от технологии его работы.
Классический турпродукт формируется из:
- наземного обслуживания, заказанного у принимающего туроператора (на различных условиях гарантии номеров в отелях - эллотмент (allotment - "мягкий блок" без предоплаты с возможностью отказаться после определенной даты) или коммитмент (commitment - "жесткий блок" с полной или частичной предоплатой и невозможностью отказаться);
- авиаперелетов на базе "жестких" (выгодных по цене и обязательных к оплате) или "мягких" (с возможностью отказаться после определенной даты) блоков на чартерных или регулярных рейсах.
Еще недавно формирование тупродукта на базе "жестких" блоков в отелях и на самолетах было доминирующим.
Сегодня тренд сезона - формирование турпродукта на базе "мягкого блока". И хотя, это не совсем то, что мы привыкли считать "мягким блоком", и больше похоже на обычное бронирование регулярных рейсов, только автоматизированное, подобное формирование турпродукта имеет право на существование.
Перейдя на такой способ формирования турпродукта, туроператоры исключили финансовые риски, связанные с непроданными "жесткими" блоками. Также исчезла необходимость выставлять на рынок туры по бросовым ценам.
Все это - с одной стороны, благоприятные факторы, с другой стороны, эти факторы, конечно, повлияют на привычные большие объемы туроператоров.
В связи с вышеописанным появляются вопросы:
- если нет серьезных фнансовых рисков в виде "жестких" блоков, исключен демпинг, какими должны быть фингарантии? и нужны ли они вообще?
- а тогда зачем нужна "Турпомощь", если билеты покупаются на регулярные рейсы и у пассажиров с момента оплаты и выписки билетов возникают отношения непосредственно с перевозчиком. В ситуации, похожей на ту, что происходит сейчас с "Трансаэро", "Турпомощь" все равно не может помочь, да и не должна.
Что именно должен обеспечить своими фингарантиями туроператор? Билет на регулярный рейс без денег не выпишешь, тут рисков никаких. Если туроператор не заплатил за наземное обслуживание, то почему? Живет на оборотах, проел то, что уже получил, а нового поступления денег нет?
Может быть, лучше фонд персональной ответственности в виде специального накопительного счета в банке? Только не в общий котел - это вообще нужно запретить! Фонд персональной ответственности, и счет должен быть прерсональный.
Таким образом, даже традиционное формирование турпродукта делит туроператоров по степени ответственности на 2 группы:
- те, кто хочет заниматься продажей турпродукта на базе "жестких" блоков должны обеспечить себе соответствующие гарантии,
- у тех, кто хочет формировать турпродукт, включая в него обычный регулярный билет, должны иметь более разумные гарантии, так как риски минимальны.
Возможно, именно нерискованная туроператорская деятельность должна стать основной - эталоном, а те, кто хочет организовывать чартер или чартерную программу должны предоставить серьезные финансовые гарантии, полностью закрывающие все риски. Тогда туоператоры будут взвешивать свои возможности и ввязываться в любое мероприятие, серьезно прикрыв тылы.
Благодаря Интернет-технологиям у классического туроператора добавился новый способ формирования турпродукта, а также в связи с новым способом можно говорить о том, что появился новый вид туроператоров - туроператоры динамического пакетирования.
Это еще сырая схема, но с чего-то надо начинать. Поэтому было бы интересно выслушать мнение тех, кто, возможно, уже проработал этот вопрос.
Таким образом, фактическое изменение технологий работы туроператоров (и как следствие совершенно новая структура операторского рынка) требуют новых подходов к формированию институтов гарантирования деятельности.
http://www.sibtourport.ru/blogs/%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%B3%D0%B0-%D1%82%D0...