Вопрос: С чем связано принятие постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о предоставлении помощи в возвращении в Российскую Федерацию гражданам Российской Федерации, оказавшимся на территории иностранного государства без средств к существованию», и каково основное содержание данного документа? Ответ: Как известно, законодательством Российской Федерации установлена обязанность дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации обеспечивать меры по защите граждан Российской Федерации и оказывать им покровительство в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации. До настоящего времени механизм предоставления гражданам Российской Федерации помощи в критических ситуациях регламентирован не был. Между тем вопрос актуален как для стран с крупными российскими диаспорами, так и для отдаленных регионов, которые могут посещать отдельные категории россиян. С учетом возросшего в разы числа российских граждан, направляющихся за рубеж с различными целями, а также широкого общественного резонанса, который в последние годы приобрела тема содействия российским гражданам, оказавшимся в иностранном государстве без средств к существованию, Министерством иностранных дел Российской Федерации с учетом опыта зарубежных коллег был подготовлен проект постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о предоставлении помощи в возвращении в Российскую Федерацию гражданам Российской Федерации, оказавшимся на территории иностранного государства без средств к существованию». Основа Положения - принцип безвозмездного выделения финансовой помощи. При этом получение наличных денежных средств исключено - помощь будет выделяться только в «натуральном» выражении путем приобретения билетов, продуктов и товаров первой необходимости, а также оплаты расходов на проживание в гостинице. Правительством четко определены нормы расходов, что исключает, например, возможность отправки граждан на родину самолетом в бизнес-классе. Особо подчеркиваем, что принятие Положения не означает, что помощь будет выделяться безусловно и всем желающим. Это не снимает с граждан Российской Федерации ответственности за свои безопасность и благополучие и не означает, что можно, пребывая за рубежом, бездумно расходовать собственные средства, рассчитывая на возвращение в Россию за счет государства. Во внимание будут приниматься только крайние случаи, при которых оказание помощи сопряжено с чрезвычайными ситуациями. Решение о выделении будет выноситься в загранучреждении комиссией, которая обязана изучить все обстоятельства происшедшего. Базовым фактором, который четко зафиксирован в Положении, станет наличие непосредственной угрозы жизни граждан Российской Федерации. Безусловно, спектр критических обстоятельств, при которых отсутствует возможность получения помощи от родственников, знакомых или иных источников, крайне широк. Однако рассматриваться будет каждый конкретный случай с учетом имеющихся возможностей. Положением предусмотрен также механизм прекращения выделения помощи в случае злоупотребления ею. Принятие Положения рассматриваем как первый, но необходимый шаг для создания комплексного механизма помощи гражданам России, оказавшимся в чрезвычайных ситуациях за рубежом. Его реализация позволит накопить соответствующий опыт, а также изучить перспективы дальнейшего перехода к оказанию помощи в более широком масштабе. Рассчитываем, что опыт будет положительным, поскольку наши зарубежные коллеги, например в Чехии, уже сталкивались с ситуациями злоупотребления выделяемой помощью, в результате чего были вынуждены отказаться от применявшейся схемы оказания содействия своим гражданам.