Участники воркшопа Spa-Expo, прошедшего на прошлой неделе в Москве, в отеле «Holiday Inn Сокольники», дружно констатировали рост спроса на отдых с оздоровлением, на спа-услуги. Это общая тенденция, но для каждого курортного отеля или санатория ситуация со спросом, с продажами складывается по-разному. Откуда берется успех? Поток страждущих на уникальные курорты, как показала многолетняя практика, не ослабевает во все времена. Пример такого курорта – Мертвое море. Как сказал на круглом столе, проходившем в рамках Spa-Expo, генеральный директор туристической компании «Златые врата» Марк Слонимский, было много попыток создать ему аналоги, но это – всего лишь аналоги. Важный фактор успеха – четкое позиционирование курорта. Об этом говорила Андреа Сегеди, директор офиса по туризму Венгрии. Когда она приступила к работе, выяснилось, что о грандиозных возможностях курортов Венгрии в России мало кто знает. Решено было не «вбрасывать» всю информацию одномоментно, чтобы не запутать потребителя, а начать с продвижения одного курорта – озера Хевиз. Хевиз удалось довольно быстро раскрутить, теперь в России знают этот курорт как Мекку для людей, страдающих заболеваниями суставов. Постепенно среди россиян стали завоевывать популярность и другие направления оздоровительного отдыха в Венгрии, хотя, как пошутила г-жа Сегеди, первоначально их названия «воспринимались здесь как скороговорка». Пример четко позиционированного курорта, на который знают, за чем ехать – Кавминводы. Именно это обстоятельство, по мнению президента Российского союза туриндустрии Сергея Шпилько, предопределило успех этого направления, несмотря на две чеченские войны, теракты, кризис… Предложение оптимального соотношения цены и качества – важное условие популярности тех курортов, что работают в условиях сильного конкурентного окружения. Почему Дальний Восток уехал лечиться в Китай? Ведь в регионе есть хорошие санатории с сильной медицинской базой? По мнению Сергея Шпилько, все дело в том, что «восточный сосед», предложил более конкурентный по цене продукт, отнюдь не уступающий по качеству. При подготовке оздоровительных программ для российского рынка, китайские специалисты использовали и достижения своей медицины, и разработки российской и советской курортологии. При этом г-н Шпилько отметил, что российским санаториям очень трудно сдерживать рост цен на свои услуги в условиях постоянного роста коммунальных платежей, налогов, среди которых самым обременительным оказался налог на земельные участки, принадлежащие здравницам. В России до сих пор многие санатории не обзавелись не то, что электронными каналами продаж – собственным сайтом, который бы четко информировал потенциальных клиентов об оздоровительных услугах, о показаниях и противопоказаниях к ним, во многих здравницах нет профессионального, современного менеджмента. Насколько важен приход команды профессионалов видно по опыту сочинского санатория «Заполярье» – там недавняя смена менеджмента, рассказал Сергей Шпилько, заметно улучшила положение дел. Эко-отель – предмет роскоши? Шестой воркшоп Spa-Expo впервые был посвящен не только оздоровительному и лечебному, но и эко-туризму. Он был представлен уникальной гостиницей «Летняя Золотица». Этот эко-отель, отвечающий всем параметрам такого звания, построен на берегу Белого моря, в лесу, вдали от цивилизации, сделан из экологичных материалов, предлагает гостям еду из свежих северных продуктов. Отель решает главную задачу эко-туризма, которую директор по развитию «Летней Золотицы» Марина Пацай, определила как «физический и духовный отдых человека в окружении природы с эмоциональными, эстетическими целями; лечение природными факторами; наблюдение и изучение дикой природы; не причинение ущерба ни ландшафту, ни местной социокультурной среде». У клуба «Живая природа», построившего два года назад этот отель, уже есть одно большое достижение в плане защиты живой природы. Совместно с «зелеными» он добился запрещения охоты на бельков – новорожденных тюленей в Архангельской области, в которой до последнего времени был узаконен этот варварский промысел. Теперь из «Летней Золотицы» в марте, когда бельки появляются на свет, возят к новорожденным экскурсии, а бывшие охотники на тюленей сопровождают экскурсантов… Казалось бы, жить да радоваться, но и тут проблемы, которые Марина Пацай относит к разряду «российских системных и ментальных». Например: легко сказать, построим на деградирующей территории эко-отель, станем развивать туризм, привлечем к этому занятию местное население. Но в местных сообществах уже закрепились традиции и навыки выживания за счет браконьерства: рыбы, зверя, леса. Местные жители мало заинтересованы в изменении отношений с природой. И здесь интересы туризма и местных жителей вступают в конфликт. Кроме того, в удаленных и малонаселенных районах нет специалистов соответствующей квалификации для работы в сфере оздоровительных, сервисных и экологических услуг. Привлечение профессионалов со стороны на постоянное место жительство практически невозможно из-за нерешенных социально-коммунальных проблем, а вахтовый метод затратен и малоэффективен. Считается, что эко-оздоровительный туризм подразумевает сохранение и восстановление окружающей среды. Значит, неприемлемы массовые виды туризма. Поток туристов должен ограничиваться и тщательно регулироваться, что подразумевает выбор оптимальных категорий посетителей. Эко-туризм рассчитан на индивидуальных путешественников и организованные туристские группы небольшого размера, а это очень существенно удорожает стоимость самого тура: небольшие отели, сложный маркетинг, высокие издержки на транспорт (на Севере практически все транспортные коммуникации – это воздушный транспорт). Все это делает эко-туризм очень дорогим продуктом, предметом роскоши. Тем, кто избрал своей работой это направление, достается избалованный турист, привыкший диктовать условия и не готовый принимать ограничения. В России эти туристы не хотят подчиняться правилам, как это делают, например, в элитных европейских оздоровительных зонах. Поэтому сохранение эко-среды тоже становится проблемой. Рассчитывать на иностранных туристов, по мнению г-жи Пацай, в такой ситуации тоже не приходится. С их точки зрения, и эко-, и оздоровительный туризм в России – это нонсенс. Значит, к противоречию эко-отеля и местного населения добавляется еще и противоречие таких объектов с потенциальной клиентурой. Но и на этом противоречия не исчерпываются. Местные власти, как правило, воспринимают маленький отель как большого донора: изводят проверками (раз пришли в дикие места, значит, неспроста), начинают привычную «дойку»… Налицо противоречие «номер три» – эко-туризма и власти. Есть и четвертое: с туроператорами. Оздоровительный отдых вообще сложно продавать, об этом много говорили на Spa-Expo, а эко-туры – еще сложнее. «Мягкий» туризм, как сказала Марина Пацай, тяжел в продвижении. Туроператоров и турагентов отталкивает и дороговизна, и необходимость «выискивать» особого клиента, и скромные емкости эко-оздоровительного объекта («Летняя Золотица» рассчитана на 30 мест). Получается, что и проблемы маркетинга целиком ложатся на маленький отель. Соответственно, с рентабельностью большие проблемы. Марина Пацай считает, что выходом из положения могло бы стать объединение эко-отелей. Ясно, что небольшие, разбросанные по удаленных уголкам хозяйствующие субъекты в одиночку решить всех этих проблем не смогут, «нужно, во-первых, объединяться, а, во-вторых, срочно вырабатывать механизмы частно-государственного партнерства в этой сфере, добиваться льгот, компенсаций, снижать нагрузку на бизнес и т.д». По мнению г-жи Пацай будущее объединение эко-отельеров должно решить обширный пласт задач в сферах законотворчества, налогообложения, образования, медицины, государственного управления (на федеральном, областном и муниципальном уровне), транспортного проектирования, инвестиционной деятельности и других. Идея объединения тут же была поддержана Сергеем Зенкиным, генеральным директором компании «Роза ветров». Он подтвердил, что продавать эко-отели настолько сложно, что даже запрещает это делать своим сотрудникам. Но создание в рамках Российского союза туриндустрии секции эко-отелей, по мнению г-на Зенкина, могло бы стать решением – продавать группу гостиниц такого плана вполне реально.