Последние две-три недели турбизнес наблюдает неуклонный спад продаж, обусловленный растущим курсом валют.
Тем не менее, как показал опрос RATA-news, очередное падение рубля хотя и значительно затормозило покупательскую активность туристов, но полностью не остановило. «Конечно, продажи просели капитально, но не прекратились. Сейчас падение составляет 50% от средней дневной нормы», – сообщил генеральный директор компании «Де Визу» Алексей Лебедь. По его словам, тенденция продолжит нарастать, так как текущий курс евро перестал быть комфортным для покупки европейских туров: «Россияне нормально бронировали Европу, пока курс стабильно держался на уровне не более 65 рублей за евро».
Сейчас на ситуацию влияет и тот факт, что осенью для европейских направлений наступает низкий сезон. Непростое положение рынка усугубляет и предстоящая с 14 сентября обязательная дактилоскопия для получения шенгенских виз. «В этих условиях любая стабилизация позитивно скажется на рынке. Даже если валютный курс остановится на нынешних показателях, но удержится на них относительно продолжительное время, то спрос начнет восстанавливаться», – уверен г-н Лебедь.
Как рассказал директор по туризму компании «Туртранс-Вояж» Роман Руденко, спад составил 30% по сравнению с концом июля, то есть периодом, когда курс валют был еще стабильным. «Обычно в это время бронируют октябрь-ноябрь, а это уже низкий сезон, для которого и так характерно снижение спроса», – уточнил он. Г-н Руденко также упомянул введение дактилоскопии как еще одну причину, влияющую на динамику продаж: перспектива попасть под новые правила получения шенгенских виз отчасти постегивала спрос, заставляя россиян определиться с выездом до сентября. Но сейчас этот фактор уже не срабатывает.
Генеральный директор компании ICS Travel Group Дмитрий Шевченко отмечает снижение объемов продаж в два раза по сравнению с июлем. Однако не связывает это исключительно с колебаниями курсов валют: конец лета всегда отмечен традиционным падением спроса, иногда довольно значительным. Г-н Шевченко ожидает и ощутимого снижения глубины продаж, так как сейчас мало кто решится планировать заграничное путешествие за несколько месяцев вперед.
В компании TUI Russia также говорили о снижении объемов бронирований. Директор по управлению продажами Наталья Смирнова объяснила, как волатильность валюты в последние недели влияла на выбор россиян: «Когда клиенты понимали, что курс наверняка продолжит расти и на следующий день, мы наблюдали рост продаж. Но если курс показывал тенденцию к снижению, туристы замирали – в ожидании, что он будет еще ниже». По ее прогнозам, акция раннего бронирования зимних программ пройдет весьма сдержанно и с минимальной глубиной продаж.
По словам исполнительного директора компании «Ванд Тревел» Татьяны Ванд, за последние две-три недели продажи практически совсем остановились, причем спрос предсказуемо падал пропорционально росту стоимости валют. «Этим летом даже самые популярные даты с 8 по 15 августа остались невостребованными. Новых клиентов почти нет, но от оплаченных туров никто не отказывается», – добавила она.
С тем, что продажи зарубежных туров встали, согласна и президент «Центрального агентства путешествий» Галина Редькина: «Не припомню такой тяжелой ситуации за все 30 лет работы в туризме. Все замерло с середины прошлой недели. Это затишье для нас особенно болезненно, ведь мы предлагаем не самые дешевые туры, а от них, как правило, отказываются чаще, чем от бюджетных предложений».
Начальник отдела продаж агентства «Травелата» Дарья Торопова подметила, что за прошлую неделю все «евро»-страны упали в спросе вполовину по сравнению с прошлым летом. Обычно востребованные Болгария и Греция теперь все реже мелькают в запросах, в основном клиенты бронируют долларовые Турцию, Египет, Вьетнам. В приоритете также система all inclusive, так туристы стремятся сэкономить траты на месте отдыха. «Когда курс пополз вверх, мы сделали ставку именно на эти страны, они действительно лучше продаются. Но туристы все равно ужались в бюджете, выбирают более дешевые отели, сокращают время пребывание в поездке», – подчеркнула г-жа Торопова. Она напомнила, что ближе к зиме наступает время стран Юго-Восточной Азии, по которым продажи только стартуют, к тому же по довольно доступным ценам: «А вот «европейским» операторам сейчас приходится очень тяжело: Европа всегда была недешевым направлением, а тут еще такой высокий курс евро»
http://www.ratanews.travel/news/news_25082015_1.stm