В этом году стали заметны словесные интервенции туроператоров о растущей популярности GDS-туров, предполагающих перевозку на регулярных рейсах. Такие билеты путешественники выкупают по рыночным тарифам. Многие из опрошенных “Ъ” туроператоров называют увеличение спроса на GDS-туры одним из главных трендов года. Так, в Tez Tour отмечают годовой прирост спроса на этот продукт на 32%.
И дело не в том, что все пакетные туристы вдруг захотели пересесть на регулярные рейсы. Туроператоры массово отказываются от собственных программ. Например, чартеров на горнолыжные курорты сейчас практически нет. А в OnlineTur.ru подсчитали, что около 60% проданных на текущую зиму пакетных туров включают в себя регулярную перевозку. Ключевая причина — страх непредвиденного падения спроса.
Осторожное поведение вырабатывалось у участников рынка годами: впервые о его необходимости заговорили летом 2014 года, когда одной из причин череды банкротств стал массовый демпинг, обусловленный слишком обширными полетными программами в Грецию. А осенью 2017 года с рынка ушел перевозчик «ВИМ-Авиа». Реакцией участников на последовавшее со стороны Росавиации ужесточение правил допуска к нерегулярным перевозкам стало получение для рейсов многих аффилированных с турбизнесом перевозчиков статуса регулярных. Одновременно бизнес начал монополизироваться: с рынка ушли многие заметные игроки.
Регулярные рейсы, безусловно, выглядят надежнее и в глазах туристов, но массовый отказ от чартеров постепенно лишает туроператоров ключевого преимущества — низкой стоимости предложения на популярных направлениях. В среднем стоимость места на чартерном рейсе на 20% ниже, чем на регулярном. Дешевая перевозка вместе с оптовыми ценами на отели и наземную программу, которые получают туроператоры, делают пакетные предложения более выгодными, чем аналогичные самостоятельные бронирования. Но если ценовая граница между просто покупкой билетов и приобретением пакетного тура размывается, у большинства путешественников возникает резонный вопрос: а нужен ли посредник?
Фото: Дмитрий Лебедев / Коммерсантъ