За последние 2,5 года туристический рынок России, ранее развивавшийся в основном как выездной, серьезно изменился: на фоне снизившегося числа турпоездок за рубеж продолжает расти внутренний туризм. В прошлом году число путешествующих по стране превысило 55 млн человек. По данным Ростуризма, озвученным главой ведомства Олегом Сафоновым на конференции «Туризм в России: инвестиции в будущее», прошедшей 15 февраля, число турпоездок по России растет уже на протяжении последних трех лет: в 2014 году оно выросло на 30%, в 2015-м — на 18%, в 2016-м — на 15%. В 2017 году прогнозируется рост в 10%.
В тренде — бурно растущие курорты Краснодарского края и Крым, Алтайский край, Казань и конечно же Москва и Санкт-Петербург. Другие российские регионы также могут поймать птицу удачи за хвост, грамотно используя благоприятную конъюнктуру для развития внутреннего туризма и выстраивая взаимоотношения с крупнейшими туроператорами, ранее работавшими только на выездных направлениях, а теперь активно прокладывающими новые туристические маршруты по России и внедряющими на внутреннем рынке новый для него продукт — пакетные туры. По мнению экспертов рынка, несмотря на ряд сдерживающих развитие внутрироссийского туризма факторов (главные из которых — высокая стоимость авиа- и железнодорожных билетов и нехватка недорогих качественных гостиниц), потенциал для роста есть у многих регионов.
В настоящее время в Федеральной целевой программе (ФЦП) «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ (2011–2018 гг.)» участвует 39 субъектов Федерации, на территории которых ведется строительство 52 туристско-рекреационных и автотуристских кластеров. 11 субъектов (республики Тыва, Бурятия, Чечня, Алтайский и Краснодарский края и другие) получили в 2016 году на развитие туристических объектов в рамках программы 3,8 млрд рублей из федерального бюджета.
Конечно, развитие региона как направления отдыха и путешествий дает импульс для роста экономики в целом: территория получает качественную инфраструктуру, которой могут пользоваться не только туристы, но и местные жители, создаются новые рабочие места, молодежь уже не стремится уехать в Москву, Питер и другие большие города, растут малый и средний бизнес.
Лидеры по приросту турпотока — Сочи и другие курорты Краснодарского края, Крым, Москва, превратившаяся в мощную туристскую дестинацию (18 млн российских и иностранных туристов в 2016 году). Санкт-Петербург принял в прошлом году около 7 млн туристов, Крым — около 6 млн (рост — более 20%), Краснодарский край — более 15 млн (Сочи — 6,5 млн, Анапа — 4,5 млн, Новороссийск — 1 млн 100 тыс.), Алтайский край — порядка 2 млн человек.
ПОЧЕМУ В ТАИЛАНД — ДЕШЕВЛЕ, ЧЕМ В КРЫМ
Нередко россияне сталкиваются с парадоксальной проблемой — путешествовать по стране обходится дороже, чем поехать за границу. Проблема особенно актуальна для жителей Урала, Сибири и Дальнего Востока. Получается, что и поездом ехать, и самолетом лететь из Новосибирска, Владивостока или Хабаровска в Симферополь, Анапу или Сочи дорого, людям дешевле и проще слетать в Таиланд, Корею или на китайский Хайнань.
Ситуацию может спасти увеличение чартерных авиа- и железнодорожных рейсов внутри России. Это позволит снзить затраты на транспорт на 20–30%, считает глава Ростуризма Олег Сафонов. РЖД уже два года реализует с фирмами-партнерами проекты, связанные с отдыхом туристов на Черноморском побережье. Летом чартерные поезда и вагоны из Москвы, Санкт-Петербурга, других городов отправляются в Анапу и Сочи.
Вторая серьезная проблема, тормозящая рост внутреннего туризма, — дефицит качественных и при этом недорогих отелей, во многих регионах с гостиничным фондом дела обстоят плохо. Частных инвесторов привлечь в эту сферу непросто, но возможно, и придумывать что-то новое здесь не надо. Качественные объекты размещения, лечения и досуга появятся в ближайшие годы там, где государство построит на средства федерального или местного бюджета дороги, создаст инженерные коммуникации, считают эксперты. Не случайно ведь и Сочи, и Крым стали такими популярными у россиян: в регионах действует федеральная программа — государство вкладывается в их развитие, что привлекает частные инвестиции, и появляются современные гостиницы и другие туристические объекты, предлагаются новые услуги. Так, сейчас прорабатывается запуск круизных программ, которые свяжут Сочи, Анапу, Ялту и Севастополь и которых до сих пор не было на российских черноморских курортах.
Статистика такова: в тех регионах, где реализуется федеральная программа, на рубль государственных денег приходится 2,2–2,4 рубля привлеченных.
ДОРОГА И ОТДЫХ В ОДНОМ ПАКЕТЕ
Одним из важнейших стимулов роста внутреннего туризма стало создание в 2015 году (впервые за всю новейшую историю российской туристической отрасли) конкурентоспособного отечественного турпродукта — пакетных туров по России, включающих перелет, трансфер, проживание, питание и экскурсионные программы. Такие туры — комфортный и весьма выгодный вариант путешествий: путевка позволяет сэкономить от 30 до 50% затрат по сравнению с самостоятельной поездкой. По данным Ростуризма, в 2016 году доля турпакетов по России в общей структуре продаж крупных туроператоров составила 40%. Именно туроператоры, ранее работавшие на выездных направлениях («Библио-Глобус», «Пегас», Coral, TUI и другие), придя на внутренний рынок, начали активно продвигать пакетные туры на массовые направления, прежде всего — отдых на морских курортах (сейчас 15–20% от общего числа — пакетные туры). Растет доля пакетных туров на горнолыжные курорты Алтайского края и Северного Кавказа, которые стремятся сделать круглогодичными. Природные возможности, созданные за последние годы гостиничные комплексы, горнолыжные и спортивные базы, спа-центры это позволяют. Туроператоры ищут возможности, чтобы генерировать стабильный турпоток из европейской части страны на Алтай, в Бурятию, на Байкал, ведь если есть хороший поток, то будет и хороший тариф. В Алтайском крае удалось создать привлекательные условия для отдыха, создав сеть санаториев «Курорт Белокуриха», работающую по системе «все включено». Минеральные воды, горы и девственная природа Алтая всегда манили туристов, но когда туроператор берет на себя все заботы по авиаперелету и трансферу, то конечно же спрос на такой турпродукт возрастает.
Сейчас представители крупных туроператоров и региональных властей, бизнеса прорабатывают возможность создания пакетных туров на Дальний Восток (на Камчатку), где пока развит только индивидуальный туризм.
«Пакетные туры дают экономию от 20% и более за счет удешевления авиаперевозки и раннего бронирования мест размещения, — поясняет Юрий Барзыкин, вице-президент Российского союза туриндустрии. — И в итоге потребитель получает пакетный туристический продукт — комплексную услугу, что более безопасно для него и выгодно государству».
ПОЕЗДОМ ОТ БАЛТИКИ ДО БАЙКАЛА
Интересно, что РЖД продвигает свои пакетные туры — с перевозкой на поездах. Путешествия на поездах — неустаревающая классика, и сегодня железнодорожные туры пользуются стабильным спросом и у россиян, и у иностранцев.
По словам генерального директора «РЖД Тур» Сергея Ильягуева, самый популярный продукт среди наших туристов — туры выходного дня. Первые поезда выходного дня появились лет восемь назад, и сегодня они есть на многих направлениях (в формате отдельных вагонов или блоков мест в регулярном сообщении), из Москвы можно поехать на 1–2 выходных в Санкт-Петербург, Псков, Самару. «Теперь тур выходного дня — это не столько поезда, сколько конструкция отдыха, при которой человек, экономя на гостинице, имеет возможность посетить какой-то не очень далекий город и провести там выходной день», — рассказывает Сергей Ильягуев.
Железнодорожники активно участвуют в реализации проектов «Великий чайный путь» и «Серебряное ожерелье» при Ростуризме.
Еще одна уникальная «фишка» — паровозные туры РЖД.
СНАЧАЛА К МОРЮ, ПОТОМ В МУЗЕЙ
В числе приоритетных видов туризма, которые намерены развивать в стране в соответствии со Стратегией развития туризма в РФ на период до 2020 года, — оздоровительный, водный, детский и военно-патриотический, экологический и активный, сельский и гастрономический, религиозный, арктический, промышленный и технотуризм, спортивный и событийный (в числе ближайших крупных событий, которые активизируют турпотоки внутри страны и из-за рубежа, — XIX Всемирный фестиваль молодежи и студентов-2017, чемпионат мира по футболу-2018).
Однако сконцентрироваться, по мнению экспертов, целесообразнее на развитии морского и пляжного туризма (37% россиян едут в отпуск к морю), культурно-познавательного (20% россиян), делового (порядка 19%, включая MICE-туризм), спортивного и экстремального (9%) и лечебно-оздоровительного (9%). Именно последний сильно недооценен и недоиспользован по своему потенциалу.
ДА ЗДРАВСТВУЮТ ЛЕЧЕБНИЦЫ!
В санаторно-курортном лечении мы всегда были сильны. Уникальность российской системы не только в материальной базе и лечебных комплексах, расположенных, как правило, в живописных, чистых природных зонах, в их возможностях для лечения, но и в кадрах, среди которых 30–50% составляют врачи и средний медперсонал.
«Наличие лечебно-диагностических услуг, большой выбор физиопроцедур, посещение врачей, расположение санаториев на морских курортах Сочи, Анапы, Геленджика, Крыма, субсидирование авиаперевозок для молодежи и пенсионеров — конкурентные преимущества санаторно-курортного комплекса страны, которые позволяют ему активно развиваться. Рост оздоровительных поездок в среднем 10% в год, почти в два раза опережает темпы роста туризма в целом», — говорит Юрий Барзыкин.
Расходы россиян на оздоровительные услуги в среднем на 130% больше, чем на пляжные. Так что потенциал для роста в этом сегменте есть, но, чтобы его реализовать, и здесь необходимо внедрять модель пакетного отдыха.
Мнение эксперта
ЮРИЙ БАРЗЫКИН, вице-президент Российского союза туриндустрии, председатель комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере туризма:
«В числе основных тенденций сегодня — расширение продаж пакетных туров на внутренних направлениях, усиление регионального развития и появление новых программ из российских регионов, развитие социального туризма (детского, молодежного). Существенно повысился спрос на качественные лечебно-оздоровительные, спа-услуги, на семейный отдых с детьми, рост в этих сегментах — 52%. Однако, чтобы туриндустрия развивалась дальше, нужна системная поддержка со стороны государства. Люди готовы ехать, но не готовы платить: затраты на транспорт могут составлять от 25 до 70% стоимости тура по России. В прошлом году общими усилиями представителей туриндустрии и Минтранса РФ, авиакомпаний на внутренних направлениях удалось снизить среднюю стоимость авиабилета на 30% — до 8140 рублей в одном направлении. Но нужны не просто дешевые билеты, нужно целевое субсидирование перевозок в составе внутрироссийских пакетных туров».
Фото allufa.ru