Паломничество и религиозный туризм – это совсем не одно и то же

Схожесть и различие понятий «паломничество» и «религиозный туризм» стали темой первой конференции по паломническому туризму, которая состоялась в рамках выставки «Интурмаркет-2014». Мероприятие по праву можно считать уникальным, поскольку прежде духовная сфера оставалась в тени крупных туристических ярмарок.

 

В конференции, одним из организаторов которого стала комиссия по религиозному туризму и паломничеству Российского союза туриндустрии, приняли участие представители епархиальных служб и паломнических центров, клирики приходов Русской православной церкви, региональные администрации, а также туроператоры. Собравшиеся высоко оценили социальное значение религиозного туризма и паломничества в современной России. Во времена нестабильности возрастает интерес к более устойчивым моральным ценностям, что и стало предпосылкой развития такого вида туризма в последние годы.

 

Открывая конференцию, генеральный директор Паломнического центра Московского патриархата иеромонах Никодим (Колесников) напомнил происхождение слова «паломник». В старину «паломой» называлась пальмовая ветвь, с которой жители Иерусалима встречали Иисуса Христа, ее же часто привозили с собой путешественники из Палестины. У христиан паломничество на Святую Землю началось примерно с IV века. «Православная церковь всегда принимала активное участие в этом процессе. Пример тому – многочисленные духовные миссии и паломнические гостиницы на Святой Земле и в других местах, где есть христианские святыни», – отметил отец Никодим. По его мнению, очень важно, что человек несет с собой в душе во время поездки по храмам и монастырям, а это, в свою очередь, во многом зависит от организатора экскурсии.

 

В этом вопросе церковные власти пока достаточно консервативны. Представитель Московского патриархата высказал мнение, что организацию паломнического туризм необходимо отдать в ведение именно религиозных структур, которые несут попечение о «духовной пользе» паломников. Отец Никодим напомнил, что в России паломничество приравнивается к туризму, а все паломнические центры должны входить в единый реестр туроператоров. «Думаю, сегодня паломничество выросло в отдельное явление и заслуживает законодательного разделения с туризмом. Очень надеюсь, что эта инициатива церковных властей будет поддержана государством, что в будущем позволит все паломнические туры в стране передать церкви», – резюмировал священнослужитель. Он также сослался на «горький опыт» Греции, где все экскурсии к знаменитым монастырям Метеоры организуют туроператоры. Церковь принимает подобные визиты с определенными ограничениями, тем не менее, большая часть монастырей вынуждена была закрыться от светских посетителей, чтобы оградить себя от проникновения «чужого устава».

 

Руководитель Паломнической службы «Радонеж» Юрий Минулин согласен, что церковные организации и туротрасль не всегда могут найти взаимопонимание. В качестве примера он привел Донской монастырь в Москве. Большая часть территории обители долгое время была недоступна для туристов, пускать экскурсантов начали только в 2010 году. С другой стороны, известен печальный опыт Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, когда обрушившийся на нее шквал туристов и паломников вынуждал монахов покидать обитель. Вывод: нужна золотая середина. При этом эксперт призвал разделять понятия паломничество и религиозный туризм. Если первое, действительно, имеет прямое отношение к делам церкви, то религиозный туризм – одно из перспективных направлений индустрии путешествий. Причем востребован он может быть людьми разных конфессий, а основой иметь не только духовные, но и образовательные цели.

 

В основе разграничения религиозного туризма и паломничества лежит разная мотивация. Об этом говорил преподаватель курсов православных экскурсоводов при ПС «Радонеж» Сергей Бушуев. Цель паломничества – поклонение святыням, оно начинается с благословения священнослужителя. Религиозный туризм предполагает посещение храмов, святых источников и монастырей для знакомства с их культурным наследием, без участия в религиозных церемониях. «Тем, кто ездит на богомолье, безусловно, нужны знания об иконах, мощах святых, а тем, кто любит путешествовать хочется узнать об истории собора, его архитектуре. Таким образом, экскурсовод, который везет группу туристов по святым местам, должен обладать историко-краеведческими познаниями и уметь организовать досуг», – подчеркнул г-н Бушуев.

 

Между тем, именно подготовка экскурсоводов вызвала нарекания со стороны участников конференции. В частности, руководитель офиса по туризму Вологодской области Елена Сургуладзе обратила внимание на то, что экскурсоводы в Великом Устюге, рассказывая о праведном Прокопии, фактически ограничиваются информацией о камне, выпавшим из «каменной тучи», которую, по преданию, отвел от города святой. Однако мало кто упоминает, что по одной из версий Прокопий Устюжский – родоначальник династии Романовых. По мнению г-жи Сургуладзе, подобных «недомолвок» станет меньше, если религиозный туризм будет базироваться на тесном сотрудничестве туристских и религиозных организаций. На конференции прозвучала идея создания Ассоциации паломнического туризма. Ее члены получат площадку для обсуждения актуальных вопросов, касающихся путешествий с религиозными целями.

 

Размешение Ваших турновостей на Pitert.Ru    Турновости, канал @pitertru в Telegram

Другие новости по теме «»