Памяти маэстро Николая Корнева: 10-лет со дня создания «Антологии русской хоровой музыки»

В этом году исполнилось 10 лет официального начала работы «Хора Корнева» над Антологией русской хоровой музыки, при поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга и Мариинского театра.

 

24 декабря в Концертном зале Мариинского театра состоится заключительный в этом году концерт-запись уникального аудиопроекта «Антология русской хоровой музыки». Цель проекта — возрождение культурного наследия России и создание наиболее полной библиотеки русской хоровой музыки.

 

«Антология русской хоровой музыки» — проект одного из лучших хоровых коллективов России Петербургского камерного хора, коллектива «Петербург-концерта».

 

Основателем и художественным руководителем Петербургского камерного хора, с момента его создания в 1977 году, являлся Николай Николаевич Корнев (27.11.1948 - 06.07.2024) — признанный хоровой мастер, организатор первых международных хоровых фестивалей в России, автор проекта «Общедоступные концерты. Возрождение традиций капеллы А. Д. Шереметева», создатель проекта «Антология русской хоровой музыки XVII–XXI веков».

 

С невозвратной потерей Николая Корнева, успевшего составить программу Антологии этого года и оставить планы программ на годы вперёд, Хор лишился художественного руководителя. Дирижёр хора Елена Курносенко и директор коллектива Александр Казимиров – последователи своего дорогого наставника.

 

Идея Николая Корнева по созданию Антологии русской хоровой музыки масштабна, и, на первый взгляд, невыполнима – найти нотный материал и записать хоровые сочинения русских композиторов XVII–XXI веков. Многие имена, входящие в Антологию – незаслуженно забыты, а между тем, они составляют цвет российской хоровой, а значит музыкальной культуры. Многолетняя работа в нотных библиотеках России и зарубежья принесла свои плоды.

 

Создаваемая на наших глазах аудиоантология русской хоровой музыки XVII-XXI веков — это тщательно отбираемые и записываемые в цифровом качестве музыкальные произведения, систематизированные по периодам, стилям и именам композиторов. Проект представляет развитие русской хоровой культуры от партесного пения до современности и по охвату материала не имеет аналогов в сфере музыкального искусства. На сегодняшний день в рамках проекта записано и подготовлено к изданию около 2500 произведений русских композиторов XVII – XX веков. Среди них полные собрания хоровых сочинений многих известных композиторов, а также редкий музыкальный материал незаслуженно забытых авторов.

 

С 2023 года по приглашению Валерия Гергиева Антология записывается также в уникальном по своей акустике Концертном зале Мариинского театра во время выступлений Петербургского камерного хора с артистами и солистами Мариинского театра, ведущими артистами «Петербург-концерта», драматических театров.

 

24 декабря на сцене Концертного зала Мариинского театра будет представлена программа «Николай Римский-Корсаков и его ученики». Вспоминая жизнь и творчество этого удивительно яркого композитора в год 180-летия со дня его рождения, слушатели концерта познакомятся с хоровым творчеством Римского-Корсакова, его учеников и последователей, которых было более 200. Музыковеды и исследователи говорят о композиторской школе Римского-Корсакова не только в области светской, но и духовной музыки.

В первом отделении концерта прозвучит духовная музыка, во втором — светская. Будут представлены наиболее выразительные и редко звучащие хоровые произведения Римского-Корсакова, Стравинского, Асафьева, Лядова, Чеснокова, Черепнина, Штейнберга, Ипполитова-Иванова, Аренского, Гречанинова.

В преддверии Рождественских праздников будут исполнены в переложении два духовных сочинения Анатолия Лядова, одного из любимых учеников, который впоследствии стал другом Римского-Корсакова: «Тропарь Рождества» и «Стихира Рождества Христова». Хоровое творчество музыковеда и композитора Бориса Асафьева мало известно. В дни блокады в осаждённом Ленинграде им был написан цикл духовных сочинений, три фрагмента из которого прозвучат в концерте — «Тропарь Рождества», «Дева днесь», «Свете тихий».

Игорь Стравинский писал: «В моём образовании есть одно большое преимущество — я занимался с Римским-Корсаковым. Он был совершенно замечательным педагогом, чрезвычайно внимательным и обстоятельным, мудрым и остроумным». Два лучезарных духовных сочинения Стравинского прозвучат в концерте: «Богородице Дево» и «Верую».

Будут представлены и другие редко звучащие незаслуженно забытые произведения и авторы. Например, два номера из «Страстной седмицы» Максимилиана Штейнберга (Николай Корнев записал всю «Страстную седмицу», которая всего дважды звучала в Петербурге — это выдающееся сочинение советского периода, масштаба «Всенощного бдения» Рахманинова); или 3 вокальных квартета с виолончелью ор.57 Антона Аренского, крайне редко звучащих и по сей день (солировать будет концертмейстер группы виолончелей Симфонического оркестра Мариинского театра, заслуженный артист России Сергей Словачевский, который сотрудничал с Государственным симфоническим оркестром Санкт-Петербурга п/у Николая Корнева (1999-2013). Александр Гречанинов также выпускник Римского-Корсакова по классу композиции, широко известен любителям музыки. Но два хора на стихи басен Ивана Крылова, написанные в шуточном, гротескном стиле, могут удивить и слушателей, знакомых с творчеством Гречанинова.

Этим концертом как бы подводится итог работы в уходящем году прославленного хорового коллектива над уникальной Антологией русской хоровой музыки. На знаменитой Петербургской студии грамзаписи и в Концертом зале Мариинского театра артисты и звукорежиссёры продолжали запись Антологии.

 

В 2024 году концерты-записи в Мариинском театре состоялись: 30 октября, при участии солистов Мариинского театра и народного артиста России Сергея Лейферкуса, выступавшего с Николаем Корневым; и 26 ноября — в День памяти Николая Корнева, при участии народного артиста России Игоря Костолевского, неоднократно выступавшего с Хором Корнева в европейских залах, исполняя, в частности, цикл петербургского композитора Дмитрия Смирнова «Приявший мир» на стихи Блока. На странице Мариинского театра во ВКонтакте и на стриминговой платформе Mariinsky.TV сохраняются видеозаписи трансляции концертов.

 

Неоценимую помощь в записи Антологии русской хоровой музыки в Концертном зале Мариинского театра, в дальнейшей творческой судьбе Петербургского камерного хора, продолжает оказывать руководитель Большого и Мариинского театров, председатель Всероссийского хорового общества Валерий Гергиев.

Деятельное участие в создании Антологии принимает председатель Комитета по культуре Санкт-Петербурга Фёдор Болтин, с большим вниманием относящийся к петербургскому просветительскому проекту.

При поддержке Комитета по культуре и депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга с 2014 года организационную работу по записи Антологии помогает проводить Общественный фонд развития исполнительских искусств, возглавляемый куратором проекта Ринатом Дулмагановым.

 

Статусный проект предполагает создание нотной и аудиобиблиотеки с доступом для изучения и прослушивания профессиональными музыкантами и широкой аудиторией. По окончании работы над проектом, записанный музыкальный материал планируется предоставить для изучения творческим учебным заведениям России, что позволит значительно расширить представление об этом виде исполнительского искусства и лучше понять корни русской музыкальной культуры.

 

Фото https://www.mariinsky.ru

Размешение Ваших турновостей на Pitert.Ru    Турновости, канал @pitertru в Telegram

Другие новости по теме «События»

Январь 26, 2025 - 20:42

 Дворцовый мост - один из самых известных символов Санкт-Петербурга - впервые разведут в ночь на 29 января в честь празднования китайского Нового года, сообщил зампредседателя городского комитета по внешним связям Низами Мамишев.

 

Январь 25, 2025 - 11:32
Планируете посетить главное весеннее событие туротрасли? Узнайте ключевые факты о MITT и оформите билет по промокоду

 

Январь 25, 2025 - 10:30

Режиссер и продюсер Игорь Копылов приглашает с 25 января по 31 марта на серию юбилейных кинопоказов своего фильма «Не скажу», которые состоятся в Киноцентре Дом Кино.

 

Январь 25, 2025 - 10:09
28 января 2025 года Государственный музей истории Санкт-Петербурга в преддверии знаменательной даты — 300-летия смерти Петра Великого —  организует в Петропавловском соборе встречу c историком.