Эксперты рассказали ТАСС, как определить надежность туроператора, что делать, если он все же обанкротился, и кто вернет деньги, заплаченные за отдых.
Как выбрать надежного туроператора?
"Это несложно, особенно если человек планирует отдых на массовых направлениях — например, в Турции, Греции, на Кипре", — рассказала ТАСС исполнительный директор Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майя Ломидзе.
Появление новых игроков на этих направлениях — тревожный симптом, поскольку рынок уже поделен и занять свою нишу довольно сложно, отметила она.
Нужно ориентироваться на крупных туроператоров.
Информация о компании должна быть внесена в Единый федеральный реестр туроператоров. С ним можно ознакомиться на сайте Федерального агентства по туризму (Ростуризм). В реестре содержатся данные о юрлице и о размере финансового обеспечения компании (финансовой гарантии).
Сейчас в реестр внесено более 3 тыс. фирм. Из них 660 — те, кто занимается выездным туризмом.
Цена путевки не может значительно отличаться от среднерыночной. "Если у туроператора путевка дешевле, чем у конкурентов, на 5–7 тыс. рублей — это нормально, — привела пример Ломидзе. — Но если цена тура ниже среднерыночной на 10–15 тыс. рублей и нет сообщения о распродаже, то это должно насторожить".
Какая информация должна быть прописана в договоре?
Как правило, потребитель заключает договор с турагентом, поскольку туроператоры на массовых направлениях работают через них.
"В договоре обязательно должно быть указано название туроператора, чей продукт продает агентство, его контакты и номер в федеральном реестре, название страховой компании, являющейся фингарантом туроператора, и координаты "Турпомощи" — объединения туроператоров в сфере выездного туризма", — перечислила Ломидзе.
Также договор должен содержать условия его расторжения и штрафные санкции.
В сведениях фингарантии должна быть указана компания-страховщик, сумма покрытия и срок действия договора.
Договор и чеки, подтверждающие оплату тура, необходимо хранить до окончания поездки.
Что такое финансовая гарантия?
Это документально подтвержденное обязательство страховой компании возместить убытки, которые могут быть причинены из-за неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств туроператора.
Размер финансовой гарантии устанавливается в зависимости от выручки туроператора. "У подавляющего большинства туроператоров размер фингарантии — это 5% от оборота, то есть сотни миллионов рублей", — рассказала Майя Ломидзе.
Заключать договор со страховой компанией обязан каждый туроператор. Законодатели придумали эту схему как один из способов защиты прав туристов в случае банкротства туроператора.
Туроператор приостановил свою деятельность. Что мне делать, если я уже приехал на курорт?
Узнать в гостинице, оплачен ли ваш отдых. Если оплата совершена, вас не смогут выселить.
Затем необходимо связаться с авиаперевозчиком и убедиться, что туроператор оплатил обратные авиабилеты. Если вам снова повезло (потому что туроператор далеко не всегда вносит предоплату за отель и авиабилеты), можете отдыхать спокойно. Единственное, о чем вам придется побеспокоиться, — самостоятельно узнать, не изменилось ли время вылета чартера и самостоятельно добраться до аэропорта.
Туроператор не оплатил ни отель, ни авиабилеты. Что делать?
Если у вас есть средства, можно повторно оплатить проживание, купить авиабилеты и продолжить отдых.
В этом случае все документы, подтверждающие расходы, нужно сохранить.
Если денег на оплату гостиницы и новый авиабилет нет, то вам необходимо связаться с Ассоциацией туропреаторов "Турпомощь". Именно эта организация будет решать вопросы, связанные с вашим возвращением домой.
Дело в том, что по закону все туроператоры, которые занимаются выездным туризмом, должны вступить в "Турпомощь" и платить взносы. Эти средства могут расходоваться на покрытие издержек, связанных с возвращением туристов в Россию, в том числе из-за финансовых проблем у туроператора, пояснил ТАСС гендиректор Клуба защиты прав туристов Дмитрий Давыденко.
Телефон ассоциации +7 499 678-12-03.
Вернувшись домой, человек может обратиться за возмещением понесенных расходов в страховую компанию, которая застраховала ответственность туроператора.
Что делать туристу, купившему путевку, но так и не улетевшему отдыхать?
За возмещением понесенных расходов нужно обратиться в страховую компанию, которая застраховала ответственность туроператора.
Страховщику нужно предоставить оригиналы и копии паспорта, договора о приобретении турпродукта и документов, подтверждающих причинение ущерба туристу, то есть чеки.
На возврат денег туристу закон дает страховой компании 30 дней.
Выплата страховщика не лишает человека права требовать от туроператора возмещения упущенной выгоды и морального вреда в суде. С требованием возмещения морального вреда в суд могут обратиться и туристы, улетевшие на отдых, но вынужденные вернуться досрочно, и те, кто повторно оплачивал свой тур на курорте.
Фото: © ИТАР-ТАСС/Анатолий Струнин