Власти Петербурга изыскивают возможности поправить финансовое положение нового порта на Васильевском острове. Однако предложения единственного паромного оператора перевозить пассажиров и грузы через «Морской фасад» не находят поддержки. Более того, управляющая компания порта обвинила перевозчика в намерении спасти свой бизнес за счет «эффективного городского проекта». Заявления в СМИ руководства нового порта прокомментировал президент компании-оператора паромов St.Peter Line Игорь Глухов. Г-н Жусупов заявляет о полной рентабельности «Морского фасада». Предложения паромного перевозчика считает попыткой спасти бизнес за счет городского проекта. «Морской фасад», обслуживающий круизных пассажиров в очень короткий временной промежуток, полностью убыточен. Управляющая компания опубликовала программу навигации 2012 года – с 4 мая по 28 ноября. Заявленный поток пассажиров, вырастет по сравнению с 2011 годом всего на 4,3% – до 422, 8 тысяч человек. Невеликим будет и рост количества судозаходов – всего на 3. Данных о планируемой выручке за сезон компания не публикует. Но при столь мизерном росте пассажиропотока и числа судозаходов, дополнительный доход вряд ли покроет даже инфляционный коэффициент, и «Морской фасад» вновь останется по итогам года с отрицательной рентабельностью. Единственный способ вывести комплекс «Морской фасад» на положительные показатели - создание благоприятных условий для функционирования пассажирских паромов, работающих на круглогодичной основе. Это позволит уже в 2012 году увеличить количество судозаходов в новый порт в 2 раза, а число принятых на новом комплексе пассажиров – до 1 млн. 200 тысяч. Порт и рассчитан на 1,5 - 2 миллиона пассажиров в год, такие результаты позволили бы Петербургу войти в число ведущих европейских пассажирских портов. Кстати, когда компания St.Peter Line в 2010 году только открывала свою первую паромную линию, прием ее судов на старом морском вокзале рассматривался руководством города, как временный выход из положения, так как причалы «Морского фасада» еще не были готовы принимать суда. Что касается нашего бизнеса, за 2011 год двумя паромами мы перевезли более полумиллиона пассажиров. В этом году планируем увеличить пассажиропоток еще на 25% и выйти на плановые показатели. Мы прорабатываем возможности открытия новых паромных линий — и на Балтике, и на Черном море. Но развитие паромного сообщения в Петербурге, действительно, тормозит устаревшая инфраструктура Морского пассажирского вокзала, построенного в 1982 году. Приход St.Peter Line на новый пассажирский комплекс на Васильевском острове решил бы сразу две проблемы. Туристы, обслуживались бы в комфортабельных условиях, а «Морской фасад» смог бы выйти почти на трехкратное увеличение пассажиропотока уже в 2012 году. Пока же новый порт приносит одни убытки, которые покрываются за счет городской казны. Так почему же ваше предложение о перепрофилировании «Морского фасада» не находят поддержки? Как известно, мы просим разрешить нам принимать грузы в новом порту. Речь идет о мизере - 20-25 автопоездах, которые позволят покрывать нам убытки в низкий сезон. Но с этим категорически не согласна управляющая компания порта. В портах Хельсинки и Таллина пассажирские терминалы построены в центре города и оборудованы для полномасштабной обработки пассажирских судов и паромов с автопоездами и трейлерами без каких-либо ограничений. А в Петербурге сделано все наоборот: порт только для круизных судов и никаких грузов, а значит, и паромов. В результате новый порт был спроектирован, как заведомо убыточный и бесполезный объект. Вот что с таким упорством не хочет признавать управляющая компания. Решение сделать порт только пассажирским глупейшее, с экономической точки зрения. В наших широтах все пассажирские порты работают в основном с паромами, которые и обеспечивают 85% пассажиропотоков. В результате мы получили за 9 млрд самый дорогой в мире терминал для приема круизных судов, высокий сезон для которых длится на 60-й северной параллели не больше четырех месяцев в году. Какую сейчас позицию занимает город, как собственник порта? В договоре передачи полномочий по управлению портовыми мощностями к ООО «Управляющая компания «Морской фасад» особым пунктом оговаривается, что «УК не отвечает за убытки, возникновение которых обусловлено обстоятельствами, возникшими до вступления в силу настоящего договора». Получается, взяв на себя все расходы по управлению новым портовым комплексом, город не ожидает выхода его в ближайшие годы (а договор подписан сроком на 5 лет) на рентабельность и готов нести немалые бюджетные потери. Что подтверждает и сформированная программа летней навигации 2012 года. А ведь порт был заявлен как амбициозный проект, в который вкладывались 31 млрд федеральных, городских и частных средств. Весь этот денежный пул осваивала компания, подконтрольная депутату Госдумы Виталию Южилину. После того, как строительство было завершено, город выкупил весь пакет акций ОАО «Пассажирский порт Санкт-Петербург» затратив еще почти миллиард. Сегодня только одни налоги на имущество комплекса больше, чем годовая выручка нового порта. Не говоря уже о коммунальных платежах, амортизации зданий и сооружений, зарплат сотрудникам. Пока все эти расходы оплачивает налогоплательщик. А если новый порт освободят еще от части налогов — расходы городского бюджета вырастут еще больше. Главный аргумент властей о невозможности перепрофилирования порта – ухудшение экологии района. Это чистой воды спекуляция. Паромы и сейчас с грузом приходят на тот же Васильевский остров, только в 1,5 километрах от Морского Фасада. Так что фактически, автопоезда с паромов уже давно в этом районе работают. 25 автопоездов с паромов, о которых мы просим, - капля в море, по сравнению с тысячами грузовиков, которые появятся в этом районе с вводом ЗСД в 2015г. Ситуация с нежеланием сделать «Морской фасад» рентабельным — парадоксальная. Если Петербург в очередной раз потеряет паромное сообщение, новые линии в город уже точно никогда не придут, а потери городского бюджета будут исчисляться сотнями миллионов евро. Не считая непоправимого ущерба для статуса морской столицы. Открытое письмо руководства St.Peter Line к правительству и общественности города опубликовано на сайте компании.