С начала осени городской универсальной электронной картой "Подорожник" можно будет оплатить не только поездки в социальном наземном транспорте и метрополитене, но и в коммерческом транспорте, такси, аквабусах, железнодорожном транспорте, а также парковку и покупку бензина. Помимо этого, городом утверждена новая тарифная политика использования "Подорожника", подразумевающая прямую зависимость размера скидки от количества совершенных поездок. По оценкам экспертов, проект будет успешно реализован только в случае его технического совершенства. На вчерашнем заседании правительства обсуждалось настоящее и будущее универсального электронного проездного билета "Подорожник" — транспортного "электронного кошелька", который с начала 2011 года действует в социальных автобусах, троллейбусах, трамваях и метрополитене. Согласно утвержденной вчера тарифной политике, чем больше поездок совершает пассажир в течение календарного месяца, тем ниже для него становится стоимость каждой из поездок. Так стоимость поездок в метро с первой по десятую составит 25 рублей, с 11 по 20 — 23,5 рублей, с 21 по 30 — 21 рубль, с 31 по 40 — 19,5 рублей, с 41 и далее — 18 рублей. При этом новая тарификация распространяется на все поездки, оплаченные "Подорожником" с 1 мая. Поездки, оплаченные "Подорожником" в течение мая, тарифицировались с учетом скидки, однако комитет по транcпорту это не афишировал, поскольку применение скидок проводилось в тестовом режиме. С 1 января, когда для горожан в тестовом режиме была запущена система "Подорожник", проезд в метро и наземном транспорте по электронному кошельку стоил 25 и 21 рубль соответственно, то есть на уровне единичного проезда. Также на заседании правительства была внесена конкретика в планы по дальнейшему внедрению "Подорожника" в жизнь горожан. До 1 сентября 2011 года комитет по транспорту совместно с комитетом по информатизации и связи должны обеспечить функционирование системы транспортного электронного кошелька на коммерческом наземном транспорте, такси, аквабусах (городских водных автобусах), железнодорожном транспорте, на платных парковках и автозаправочных станциях. За это время ведомства должны обеспечить возможность взаимодействия перевозчиков, операторов транспортных услуг и финансовых организаций. По планам городских властей, развитие "Подорожника" позволит интегрировать различные транспортные услуги на едином носителе, что должно вызвать прирост пассажиропотока на общественном транспорте. Таким образом, как поясняют в комитете по транспорту, доходы перевозчиков вырастут, а значит, скидки для пассажиров не повлекут потребности увеличивать субсидии транспортным компаниям. В комитете замечают, что этому выводу предшествовали глубокие и долгие исследования. Преимуществами карты "Подорожник" в комитете по транспорту называют совмещение всех видов проездных билетов, длительный срок действия (три года с момента приобретения или пополнения), а также возможность самостоятельно выбирать вносимую сумму — от минимального тарифа на проезд (21 рубль) до 15 тыс. рублей. Класть деньги на счет своего "транспортного кошелька" можно через отделения банков и банкоматы, платежные терминалы, интернет, мобильные телефоны. Стоимость самой карты составляет 51 рубль. Аналогов подобной универсальной электронной карты в других городах России нет. Денис Кусков, директор ИА "Неделя сотовых технологий", полагает, что идея городских властей по развитию "Подорожника" неплоха. "Есть масса технологий, которые позволяют производить подобную оплату услуг, и валидатор — это не такой современный, как, например, NFC-стикер (выполненный в форме наклейки на мобильный телефон, — Ъ). Поэтому с внедрением технологии на новых транспортных объектах проблем не будет. Популярность "Подорожника" будет зависеть от того, насколько удобно будет им пользоваться и пополнять его счет", — рассуждает господин Кусков. Если последнее можно будет сделать в терминалах метрополитена, без комиссии и при помощи личного кабинета, то, по оценке Дениса Кускова, транспортный кошелек найдет своего потребителя. Василий Киселев, председатель Ассоциации перевозчиков пассажиров, говорит, что инициатива по внедрению "Подорожника" на коммерческом транспорте приветствуется перевозчиками, однако ее плюсы могут обесцениться техническими недостатками валидаторов. "Проект "Подорожника" — прагматичный и интересный. Нам интересно внедрение валидаторов на коммерческом транспорте, поскольку техника позволяет считать каждый рубль. Однако наш опыт использования валидаторов на социальном транспорте показывает, что они часто выходят из строя, а без них машина не может выйти на маршрут. В итоге из-за недоработанности системы перевозчики теряют деньги, которые могли бы вложить в обновление подвижного состава", — говорит господин Киселев. По его словам, от технического исполнения проекта зависит готовность коммерческих перевозчиков подключаться к проекту "Подорожник".