Для всех междугородных автобусных маршрутов, прибывающих или отправляющихся из Северной столицы, вводится особый режим транспортной безопасности – сведения о пассажирах, включая паспортные данные, должны будут передаваться в единую информационную систему. Такой приказ, подписанный министром транспорта Игорем Левитиным, прошел регистрацию в Минюсте.По действующему законодательству, для формирования автоматизированной централизованной базы собираются персональные данные о пассажирах не всех, а только отдельных автобусных маршрутов. Их перечень законодатели делегировали определить Министерству транспорта РФ, согласовав его с ФСБ и МВД РФ. Особый контроль должен распространяться на наиболее опасные с точки зрения безопасности для пассажиров маршруты. По действующим правилам, в базу данных должно будет вноситься полное «досье» пассажира: маршрут следования (пункты отправления и прибытия), фамилия, имя и отчество, дата и место рождения, а также паспортные данные.
Согласно приказу Игоря Левитина, в базу данных должны будут передаваться сведения о пассажирах регулярных рейсов межобластных (междугородных) автобусов (т.е. проходящих как минимум через два субъекта Федерации), отправляющихся или прибывающих в регионы Северного Кавказа (республики Адыгея, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Северная Осетия, Татарстан, Чечня, Краснодарский и Ставропольский края, Ростовская область). К ним приравнены и маршруты, проходящие из Москвы и Санкт-Петербурга, а также Московской и Ленинградской области, автовокзалов городов Великий Новгород, Владимир, Иваново, Калуга, Кострома, Курск, Липецк, Орел, Петрозаводск, Рязань, Самара, Смоленск, Тула и ряда населенных пунктов Ивановской области. Также в список включены маршруты между автовокзалами сети «РЖД-трансфер».
Исключение сделано только для внутрирегиональных маршрутов – автобусов, курсирующих между Санкт-Петербургом и населенными пунктами Ленинградской области, а также, соответственно, Москвой и ее окрестностями.
Сведения о пассажирах при покупке проездных документов на автобусы собираются и сейчас (их нужно указывать, например, при заказе «электронного билета»). В то же время специальный закон, Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, а также действующие правила перевозки пассажиров не предусматривают ни оформление именных билетов, ни идентификацию личности при посадке в автобус.
Напомним, что ввести контроль и собирать сведения о пассажирах междугородных автобусов представители силовых структур предложили в 2010 году – после терактов в московском метро. Высказывалась версия, что организаторы и сами исполнительницы взрывов на станциях «Лубянка» и «Парк культуры» прибыли в белокаменную из южных республик на междугородных автобусах, которыми, в отличие от железнодорожного транспорта, можно воспользоваться, даже не имея паспорта.