Более 20 тыс. пассажиров не смогли вовремя улететь из-за коллапса в московских аэропортах. Многие уже готовят иски о компенсации материального и морального вреда. Как отмечают правозащитники, людей возмутили не только задержки рейсов, но и хамское отношение со стороны сотрудников аэропортов и «скотские условия». В авиакомпаниях пока не идет и речи о возможных компенсациях. Максимум, что предлагают пассажирам, которым пришлось не одни сутки провести в аэропорту, - это улететь по старым билетам либо сдать их без штрафных санкций. «Все билеты на рейсы, которые были отложены начиная с 6.30 утра 26 декабря, являются действительными без отметок о задержках. Перевозки по ним в полном объеме будут выполнены после открытия аэропорта», - сообщили в пресс-службе компании «Трансаэро». Аналогичной позиции придерживаются в «Аэрофлоте», не комментируя вопрос о компенсациях. Единственное, что может предложить компания пассажирам - сдать билеты без штрафных санкций. В пресс-службе ГТК «Россия» корреспонденту «БалтИнфо» рассказали что пассажиры этой авиакомпании оказались в более выгодных условиях, так как их самолеты осуществляют вылеты в три московских аэропорта. Когда «Домодедово» из-за отсутствия электроэнергии перестал принимать и отправлять самолеты, «Россия» направляла свои авиалайнеры в «Шереметьево» и «Внуково». «Мы не только направляли в эти аэропорты самолеты, но также многие пассажиры воспользовались возможностью из них улететь. Мы просто переоформляли старые билеты на новые рейсы. Кроме того, были предоставлены самолеты большей вместимостью, чтобы все пассажиры смогли добраться», - отметили в пресс-службе. В авиакомпании также пояснили, что работа с пассажирами велась по стандартной схеме. Через два часа после задержки рейса начали выдавать воду, через четыре часа — питание, тем, кто вынужден был ждать свой отмененный рейс, предоставляли гостиницу. «У нас не было ночных пассажиров, так как многие воспользовались возможностью улететь из других аэропортов. Те, кто отказался от рейса, мог получить компенсацию за билет в полном объеме, без штрафных санкций»,- добавили в пресс-службе. Между тем, сами пассажиры намерены требовать покрыть те расходы, которые они понесли во время ожидания своих рейсов. Люди возмущены тем, что их недостаточно информировали, из-за чего они были вынуждены просидеть в аэропортах. Кроме того, многие лишились нескольких законных дней отпуска. И вместо того, чтобы лежать под солнцем на пляже, они были вынуждены лежать на полу в «Шереметьево» и «Домодедово». Некоторые пострадавшие пассажиры уже обратились к опыту Европы, когда из-за сильных снегопадов некоторые аэропорты не работали. «И все-таки между Европой и «Домодедово» есть разница. Во-первых, в Европе виновные лица уже получили от Еврокомиссии - за плохую подготовку к снегопадам выписаны штрафы и составлены рекомендации для аэропортов Франкфурта, Парижа и Лондона. Во-вторых, топ-менеджеры авиакомпаний и обслуживающих организаций отказались от бонусов, переведя эти деньги на компенсации пострадавшим. Замечу - это делалось по личной инициативе», - написал один из пользователей ЖЖ. По мнению адвоката Артема Баконина, выплаты компенсаций и возмещения морального ущерба необходимо требовать и в России. «Человек заплатил за услугу и не получил ее, соответственно он может обратиться в суд, потребовав выплаты. Здесь также есть все основания, чтобы потребовать возмещения морального вреда. Однако в данной ситуации более 30 тыс. рублей не удастся получить»,- отметил он. Адвокат также добавил, что авиакомпании могут сослаться на форс-мажорные обстоятельства, связанные с метеоусловиями. Однако если в их договоре и страховых документах не прописан этот пункт, то суд вполне может оказаться на стороне пассажиров. Впрочем, эксперт убежден, что при всей очевидности разрешения вопроса, люди вряд ли будут обращаться за юридической помощью. Между тем, сопредседатель Союза потребителей России Анатолий Голов сообщил корреспонденту «БалтИнфо», что их организация уже получила более сотни жалоб и просьб об оказании юридической помощи. Люди готовы обратиться в суд с требованием о возмещении как материального, так и морального ущерба. «Пассажиры в большей степени возмущены не тем, что они не смогли улететь, а тем, что они оказались в скотских условиях, сотрудники аэропорта и авиакомпаний вели себя с ними по-хамски. Из-за отсутствия нормального информирования семьи с детьми, беременные женщины вынуждены были спать на полу. Если пассажиров нормально обеспечили питанием, возможностью проживания в гостиницы, таких жалоб не было», - отметил он. По его словам, сама организация также готовит иск с требованием о защите прав неопределенного круга лиц. Основанием для такого обращения стало недостаточное информирование пассажиров. Однако в случае положительного решения, все, чего удастся добиться правозащитникам — это устранения нарушений и публикация в СМИ. Для того, чтобы были применены более жесткие санкции, необходимо индивидуальное обращение пострадавшего. «Здесь есть все основания для требования возмещения морального вреда. Однако какой будет эта сумма, сейчас сложно сказать. Самая большая выплата за историю таких судебных разбирательств в России составила 250 тыс. руб. Тогда инвалид, которого при наличии билета не пустили на борт самолета, обратился в суд. В Европе и США, конечно, эти суммы бы были на порядок выше»,- подчеркнул Анатолий Голов. Голов также сообщил, что со стороны Союза потребителей России будет иск с требованием о возмещение материальных расходов пострадавших пассажиров. В таком случае всем, кто оказался в такой ситуации не нужно будет подавать иск. Каждый сможет получить судебный приказ и получить свою компенсацию. Отметим, что главный санитарный врач России Геннадий Онищенко заявил, что в связи с ситуаций, сложившейся в московских аэропортах, Роспотребнадзор возьмет на контроль соблюдение прав пострадавших пассажиров. Как сообщается в письме, подписанном Онищенко, за задержку отправления транспортного средства или его опоздания перевозчик уплачивает пассажиру штраф в размере, установленном соответствующим уставом или кодексом. Для избежания выплат перевозчику необходимо доказать, что задержка произошла «вследствие обстоятельств непреодолимой силы, устранения неисправности транспортных средств, угрожающей жизни и здоровью пассажиров, или иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика». Кроме того, Онищенко напомнил, что перевозчики обязаны обеспечивать своих пассажиров своевременной информацией о движении воздушных судов, изменении расписания и предоставляемых услугах. В Роспотребнадзоре подчеркнули, что при перерыве в перевозке по вине перевозчика пассажирам предоставляется ряд услуг без взимания дополнительной платы. Это - предоставление комнат матери и ребенка, два телефонных звонка или два сообщения по электронной почте при ожидании отправления рейса более двух часов, обеспечение прохладительными напитками и горячим питанием, размещение в гостинице при ожидании вылета рейса более восьми часов, Доставка транспортом от аэропорта до гостиницы и обратно, организация хранения багажа. Напомним, проблемы в аэропортах начались в минувшие выходные, когда «ледяной дождь» обрушился на столичный регион. В результате вылететь не смогли сотни рейсов, в аэропортах скопились тысячи пассажиров. По данным Ассоциации туроператоров России, задержки коснулись более 20 тыс. человек. Добавим, что некоторые пассажиры решили сдать свои авиабилеты и добираться на поезде. Как сообщили корреспонденту «БалтИнфо» в пресс-службе ОАО «РЖД», на сегодняшний день в наличие есть необходимое количество билетов, и каждый желающий сможет добраться как из Москвы до Петербурга, так и обратно. Кроме того, сегодня была открыта круглосуточная продажу железнодорожных билетов в аэропортах Москвы - «Домодедово», «Шереметьево», «Внуково». До Москвы и обратно можно также добраться на автобусе. Ежедневно отправляется 10 рейсов, время в пути составляет 12 часов, а стоимость билета — 830 руб. Для тех, кому не удастся приобрести билеты на поезд и автобус, есть возможность добираться на электричке. Однако придется ехать с пересадками: Петербург-Малая Вишера — Болгое — Тверь — Москва.