Среди пассажиров, пострадавших из-за длительных задержек рейсов авиакомпании «Аэрофлот» в конце декабря прошлого года, были юристы, которые теперь готовятся к подаче коллективного иска. Соответствующее обращение они разместили в интернете и создали в Facebook специальную группу, в которой уже зарегистрировались более 100 человек. «Мы делаем это, потому что убеждены, что граждане должны научиться отстаивать свои интересы, и делаем это бесплатно. Мы убеждены, что вместе мы сможем восстановить нарушенную справедливость и получить адекватную компенсацию», - написали активисты в Facebook. В другом обращении, размещенном в интернете, говорится: «Если «Аэрофлот» не желает самостоятельно озаботиться культурой обслуживания своих клиентов, то нам придется озаботить его в установленном законом порядке. Мы подаем в суд коллективный иск. Приглашаем всех, кто в период с 24 по 30 декабря пострадал от некомпетентности менеджеров «Аэрофлота», присоединиться к нам и получить настоящие компенсации материального и морального ущерба». Напомним, что «Аэрофлот», получивший немалую порцию критики в злополучные «ледяные дни», 13 января с.г. объявил «акцию репутационной поддержки». Пассажирам был предложен удивительный вариант компенсации за задержки рейсов: именные ваучеры, которые можно использовать в качестве оплаты при покупке следующего билета на рейс авиакомпании, причем только в один конец. Таким образом, «Аэрофлот» лишил пассажиров выбора и фактически навязал им свои услуги, не интересуясь, а хотят ли они впредь летать этой авиакомпанией. Но даже и такой компенсацией могут воспользоваться лишь те, чей рейс был задержан не менее чем на 8 часов, а действие ваучера ограничено до 31.12.2011. Да и компенсирует ваучер только тариф авиабилета от Москвы – без такс и сборов. После такой «репутационной поддержки» на авиакомпанию обрушился новый вал критики. И тогда 17 января «Аэрофлот» добавил в свое сообщение фразу: «Пассажиры, имеющие право на компенсацию и не желающие получить сертификат, могут обратиться за положенной денежной компенсацией в рамках действующего законодательства». А в рамках законодательства это – 25 рублей за каждый час задержки. Для сравнения: «Трансаэро» возмещает документально подтвержденные убытки, понесенные пассажирами из-за задержек рейсов, включая оплату гостиницы, питание и т.д., плюс 50 рублей за каждый час ожидания. При этом ни одного рейса в те дни не было задержано по вине этой авиакомпании. «Аэрофлот», как известно, прокололся с антиобледенительной жидкостью, из-за отсутствия которой его самолеты стояли даже тогда, когда другие перевозчики уже полетели. Между прочим, по этому поводу были сделаны оргвыводы: 31 декабря заместитель генерального директора по материально-техническому обеспечению «Аэрофлота» был освобожден от занимаемой должности «в связи с ошибками, приведшими к сбоям в работе авиакомпании с 26 по 29 декабря». То есть ошибки признаны, вина перевозчика очевидна. Но с пассажирами он все равно разбирается так, как ему удобно. Вообще это у «Аэрофлота» манера такая. Расскажу еще одну историю, которая произошла летом прошлого года. В августе группа подростков должна была вылетать в английскую школу на Кипр рейсом SU217 Москва – Ларнака. Туроператор забронировал и выписал из свободной продажи 9 авиабилетов. Для поездки на Кипр дети 12-16 лет прибыли в Москву из Читы, Нижнекамска, Нефтекамска. На регистрации представитель авиакомпании объявил руководителю группы, что на рейсе перепродажа мест, и предложил отправить детей другим рейсом, с пересадкой в Варшаве. Рейса до Варшавы дети, прилетевшие в Москву из далеких российских городов, ждали около 6 часов. Правда, посадили их в бизнес-класс, и на том спасибо. Потом еще 3,5 часа они провели в аэропорту Варшавы. В результате вместо запланированного прибытия в Ларнаку 8 августа в 16.40, группа прилетела 9 августа глубокой ночью - около 03:00. Авиакомпания не предложила никакой компенсации, хотя доставила серьезные неудобства и даже нанесла материальный ущерб. Родители, разумеется, претензии предъявили туроператору. Они требовали вернуть деньги за пропущенные детьми обед, ужин и ночевку на Ларнаке, которые были оплачены, но не предоставлены из-за позднего прибытия группы. На письмо туроператора «Аэрофлот» не отреагировал. Тогда в конце августа к генеральному директору авиакомпании обратился Российский союз туриндустрии. Ответ пришел… 10 декабря - после многочисленных напоминаний. И в этом письме, наконец, были предложены «дополнительные» компенсации – «принимая во внимание возраст пассажиров». Как вы уже догадались, это были ваучеры, которые могут быть использован в счет оплаты перевозки или сверхнормативного багажа на собственных рейсах «Аэрофлота». Для сравнения: на моей памяти был случай, когда с рейса сняли несовершеннолетних – с компанией Air Malta. Но каждому пассажиру были принесены извинения и сразу выплачено по 400 евро