Новая система бронирования места в очереди при переходе границы из Эстонии в Россию действует уже более недели. Однако до сих пор ясности в том, как она должна работать, нет, похоже, ни у путешественников, ни у тех, кто все это затеял. Корреспондент «Фонтанки» на собственном опыте проверил, легко ли попасть домой через Ивангород без серьезных потерь времени и моральных сил. Корреспондент «Фонтанки» решил опробовать систему на себе. В общем-то, и о дате поездки было известно за неделю, и о том, что начинает работать новый сервис по бронированию очереди, однако воспользоваться им через сайт не удалось. Уже с первого дня все возможное и невозможное время для пересечения границы на ближайшие 14 суток было разобрано. В том числе и будни. Мы же рассчитывали вернуться в Петербург как раз в понедельник, 8 августа. А так как планы уже были построены, проживание забронировано, дела — по графику, пришлось уповать на единственный «козырь» - дочь подруги 2,5 месяцев от роду. Собственно, именно из-за нее, рожденной в Таллине, и необходимо было изначально отправиться в соседнее государство. Надо было посетить врача. У российской стороны в документах нет правила, что грудных детей следует пускать вне очереди, однако, сотрудники пограничных постов всегда входят в положение и позволяют проехать быстрее. Так получилось и при выезде из России. Так что, потратив в общей сложности порядка полутора часов на все формальности, удалось переехать мост «Дружба» и оказаться в Эстонии. Не надеясь, что за сутки до предполагаемого дня возвращения нам удастся попасть хотя бы в «живую» очередь, мы сразу же отправились на площадку перед постом на выезд. Опять же, объяснив всю ситуацию про отсутствие свободных мест и необходимость отвезти маленького ребенка. И место в, казалось бы, намертво занятой очереди нам получить удалось. По всей вероятности, у эстонской стороны все-таки есть небольшой «запас» как раз на подобные экстренные случаи. Так что, заручившись гарантией выезда в конкретное время, мы отправились дальше. Найти дорогу к зоне ожидания, не зная наверняка, практически невозможно. Это уже за ней по всему городу установлены указатели, до нее — никаких опознавательных знаков. А сама зона больше походит на въезд на территорию автопарка, шиномонтажа, гаражного кооператива. Никаких ассоциаций с пересечением госграницы. При получении талона нас предупредили, что стоит приехать на площадку ожидания немного пораньше. На всякий случай прибыли с запасом в полчаса. Однако никто не смог объяснить, надо ли делать какие-то дополнительные отметки. В том окошке, где мы получали талон, нас отправили в соседнее. Там отмечались водители фур, автобусов, мотоциклисты и, нервно куря, топтались такие же ничего не понимающие водители легковушек. Добраться до заветного окна так и не удалось. Человек из его недр что-то долго объяснял группе британских байкеров и двум молодым людям из Голландии. Периодически в их беседу вклинивались те, кто привез туристов большими автобусами и пользовался правом пройти без очереди. На площадку как раз въехали сразу три автобуса. Так как добиться какой-то конкретики у сотрудников приграничной службы не удалось, пришлось поверить на слово мужчине внушительного вида, менторским тоном направившему нас прямо в зону ожидания — метрах в ста впереди. Заняв место в ряде для легковушек, наш водитель отправился к еще одному домику. Там нашему приезду обрадовались, нашли наш номер в списке и сообщили, что в течение часа на специальном экране он высветится и уже после этого надо подойти к ним и получить талон, без которого не пустят на границе. При этом на просьбу как-то ускорить процесс из-за того, что грудной младенец уже несколько подустал от этих формальностей, мужчина с прискорбием посетовал, что от него ничего не зависит — за «лотерею» с выпадением номеров отвечает бездушная машина. Номера же высвечивались на небольшом телевизоре, установленном в эдакой «будке гласности» - небольшом рубленном домике с одним окном, в который как раз и глядел экран. Размер его таков, что увидеть что-то сидя в машине невозможно, поэтому несколько десятков водителей просто выстроились полукругом под проливным дождем. Уставшие пассажиры, несмотря на погоду, неподалеку принялись играть в волейбол. Ожидали и те, кто забронировал место, и те, кто пытался «вклиниться» по не очень понятной логике в «живую» очередь. Уехали автобусы с корейскими туристами. Номера на экране не менялись. В разделе легковушек продолжали висеть одни и те же три номерных знака. Больше всего расстраивался молодой человек из Нарвы. Как оказалось, он не из брони, а по «живой» очереди. Уехать пытается уже вторые сутки. Сперва забронировал, заплатил за это 1 евро и стал ждать SMS, как ему и обещали. Его предупредили, что сообщение придет, когда перед ним останется пять машин. Однако, очередь таяла, а сообщения так и не пришло. Парень, следя за продвижением в Интернете, сам приехал на площадку, но опоздал. Как оказалось, недовольных было много. Все те, кто опоздал, по словам не успевшего на границу, отправились писать жалобы. Правда, руководство зоны ожидания их разочаровало — они тут ни при чем. Виноват, судя по всему, телефонный оператор, с которым заключен договор на SMS-обслуживание. Как бы то ни было, деньги за бронь пропали, процедуру пришлось повторить, опять же заплатив. Наше же ожидание продлилось сперва более получаса, за которые ничего на табло так и не поменялось. Затем еще четверть часа, в течение которого водители уже стали обращаться с недоуменными вопросами в будку. Там безапелляционно заявили — на посту пересменка. Ждите. Однако, после очередной прогулки мимо окна с надрывающимся от крика и усталости ребенком, табло зашевелилось. На удивление именно наш номер обретшая душу машина выдала первым. Заплатив 2 евро, отправились к границе. Затем стали «отщелкивать» и все остальные. Так что вся площадка постепенно переместилась в еще одну очередь: уже непосредственно к пограничному посту. Там постояли еще более получаса без движения. Эстонские пограничники недоумевали: почему все пытаются ехать через Нарву, когда есть еще два поста. Всего-то час — и вы на пункте Койдула, говорили они, там, мол, и очереди нет почти, и места по брони имеются. В удобстве такого варианта многие водители усомнились. Во-первых, до этого поста по их прикидкам порядка трех сотен километров, а затем еще 350 от Печор до Петербурга. Более чем значительный крюк для тех, кто планировал ехать из Таллина или с побережья в северную столицу России. Проверка документов и багажа заняла буквально несколько минут — и мы в новой пробке. На этот раз уже на мосту «Дружба». От ожидания и выглянувшего солнца многие повыходили из машин, принялись фотографироваться на нейтральной территории, девушка из соседнего авто прогуливалась по мосту с книгой. Так прошло еще полчаса, а, возможно, и больше. Очередь сдвинулась едва ли на пару машин. В это время по соседнему ряду прошли три фуры, с другой стороны стояли туристические автобусы, те самые, которые очень быстро и без очереди покинули площадку в зоне ожидания. Неожиданно, по полосе для фур пронеслись два внедорожника с «красивыми» номерами. Водители, послушно ожидавшие в очереди, возмутились. Дерзких мужчин попытались привлечь к порядку, однако сделать это смогли только сотрудники поста, заявившие, что просто не будут никого пропускать, пока все не разъедутся по своим полосам. К слову, у них тоже, судя по всему, была пересменка. Этот выход сотрудников пришлось в очередной раз использовать. Опять же, машину с грудничком разрешили пропустить вне очереди. Еще пара минут на формальности — и мы на территории России. Корейские туристы, к слову, только стали выгружаться с чемоданами для прохождения паспортного контроля. Но и этим томительное ожидание не закончилось. На самом выезде — пост, где проверяют наличие всех штампов. Перед ним — традиционная очередь. Правда, уже меньше, чем на 10 минут. В итоге с момента заезда в зону ожидания до выезда в Ивангороде прошло почти 3,5 часа. Действительно, мы убедились, что уж с легковушками никаких задержек непосредственно при проверке нет. Все укладывается в более чем нормативные пять минут. Все остальное время уходит на ожидание в очереди, несмотря ни на какую бронь.