Сочи в этом году примет более 6 млн гостей, заявил мэр города Анатолий Пахомов. При этом градоначальник признает наличие серьезной проблемы: некоторые отели слишком завышают цены в высокий сезон. Аэлита Курмукова выясняла, почему российские гостиницы порой обходятся дороже европейских.
Каждый российский турист переплачивает за гостиницу от 15% до 23% — именно такую комиссию берут онлайн-сервисы за каждые сутки бронирования в России. Самые жесткие условия — у компании Booking.com, говорят участники рынка. В листинге — более миллиона вариантов жилья по всему миру на 43 языках, и все отчисляют свой процент. При этом у компании до сих пор нет российского представительства, и получить официальный комментарий практически невозможно. Но именно Booking.com диктует правила и контролирует паритет цен на российском гостиничном рынке.
Независимо от канала продаж, цена должна быть одинаковой и на сайте отеля, и на сторонних сервисах, говорит владелец гостиницы «Гельвеция» Юнис Теймурханлы: «Booking.com не обязан регистрироваться, он и не регистрируется. Он не обязан добровольно снижать комиссию, что, в общем, логично. Поэтому в данной ситуации можно говорить об абсолютно кабальной зависимости российских гостиниц от Booking.com. Как только мы на сайте повесим сумму существенно ниже, если это обнаружит Booking.com, то нам это грозит исключением из листинга. Поэтому гостиницы стараются максимально следовать договору. Всю комиссию Booking.com в России собирает через аккредитованный банк в рублях. Получил эту комиссию — банк перевел в Голландию».
Объемы бронирования через онлайн-сервисы растут на 400% год. И Россия — очень важный рынок, заявил в одном из интервью управляющий директор Booking.com по странам Европы, Ближнего Востока и Африки Питер Верховен. Естественно, важный, особенно когда впереди чемпионат мира по футболу. По словам вице-премьера Виталия Мутко, Россия ожидает до миллиона болельщиков. Так что Booking.com, как рекламная площадка, заработает миллиарды на комиссии.
Хотя гостиницы вправе и отказаться от условий сервисов бронирования, говорит президент Российской гостиничной ассоциации Геннадий Ламшин: «Отказаться всегда возможно. В целом невыгодно не использовать. Просто другой вопрос, что, конечно же, с их помощью получают наши гостиницы российские дополнительную загрузку. Тут надо все считать».
Миллиарды в виде комиссии, которую платят Booking.com российские отельеры, уходят в Нидерданды — по месту регистрации компании. Гостиницы бы и рады предложить выгодный прайс, но в этом случае сервис расторгнет договор, что чревато низкой заполняемостью. Так что переплачиваем и мы, клиенты, и сами владельцы гостиниц, резюмирует вице-президент Федерации рестораторов и отельеров Вадим Прасов: «В Европе прошли судебные процессы по поводу паритета цен. И сейчас фактически отменена в Европе ситуация, когда по договору с Booking.com отель должен через этот канал продаж предлагать самую низкую объявленную цену. Характерно, что на сайтах отелей цены ниже, чем на Booking.com. В России подобной практики еще пока нет. Какие-то категории номеров — наиболее популярные и ходовые, например — они могут вообще через Booking.com не продавать, а продавать их напрямую».
В Европе, где Booking.com подпадает под местное антимонопольное законодательство, гостиницы все чаще рекомендуют клиентам бронировать номера напрямую — через сайт отеля. Цена — на 15-20% ниже, чем через онлайн-сервис. В ценовом давлении на отели сайт обвиняли во Франции, в Германии и США. В России же мы продолжаем переплачивать.
По статистике, треть россиян резервирует номер в день заселения и с телефона, и 11% выбирают номер, пока ждут вылета самолета.
Кроме комиссионных сервису Booking.com, российские отельеры вынуждены платить еще и сбор с этой комиссии — так называемый «налог на Google», который действует с 1 января этого года.
Фото: Евгений Павленко / Коммерсантъ