«В связи со сложившейся в сфере оказания туристических услуг непростой ситуацией Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) и авиационные власти настоятельно рекомендуют авиакомпаниям выполнять рейсы в интересах туроператоров исключительно по предоплате, включающей полное финансовое покрытие авиаперевозки туристов к месту отдыха и обратно», - говорится в сообщении АЭВТ, поступившем в ИТАР-ТАСС.Кроме того, в этой ассоциации уже выразили недоумение позицией представителей туристической отрасли, в частности АТОР, которые пытаются «разделить ответственность за просчеты туроператоров (турагентств) в организации турбизнеса и переложить часть вины на авиакомпании», и напомнили, что ответственность за исполнение договора перед туристом по законодательству возложена на туроператора.
В то же время, по данным авиационной ассоциации, авиакомпании не отказываются от выполнения предварительно оплаченных туроператорами рейсов. «Более того, авиакомпании в интересах пассажиров идут навстречу туроператорам, выполняя рейсы не по предоплате, а в долг, - говорится в сообщении АЭВТ. - Такая практика обременяет авиакомпании тратами на ГСМ, аэропортовыми, аэронавигационными и другими сборами, которые должны покрываться фактическими заказчиками рейсов, а не собственными ресурсами перевозчиков».
Сергей Бураков, эксперт в области авиаперевозок, так прокомментировал нам рекомендацию АЭВТ: «Прежде чем внедрять те или иные инициативы, необходимо оценить их необходимость. Так, отношения между туроператорами и авиаперевозчиками уже более 10 лет строятся на системе депозитов, исполнение же данного требования - это уже вопрос второй».
«С какой целью дублировать уже имеющиеся договоренности? К тому же новые постановления не изменят ситуацию на рынке. Было бы гораздо эффективнее провести независимый аудит крупных игроков туристического и авиарынка и, исходя из этого, предпринимать шаги для оздоровления рынка», - считает эксперт.
«Если предположить, - продолжает эксперт, - что у туроператоров все же появится возможность предварительно оплачивать рейсы, что маловероятно, то оборотные деньги туроператора перейдут к авиаперевозчикам. А с учетом того, что, в частности, в сегменте чартерных перевозок есть авиакомпании с весьма незавидным финансовым положением, то нет никакой гарантии, что вскоре мы не станем свидетелями банкротства авиаперевозчиков».
«Принятие тех или иных законов без понимания проблем отрасли окажутся малоэффективными. Необходимо внятное и понятное законодательство», - заключил г-н Бураков.
Эксперт, пожелавший остаться неназванным, в свою очередь, отметил, что «депозитная система денежных отношений между туроператорами и перевозчиками существует достаточно давно. Новая инициатива ничего не меняет.
Сам факт хождения денег между туроператором и авиаперевозчиком - это исключительно коммерческая политика этих организаций, никаким образом не влияющая на безопасность туристов».
«Для достижения последнего необходимо ввести и закрепить законодательно обязательное подтверждение составляющих турпродукта по перевозке, то есть наличие билета на перевозку туда-обратно», - заключил эксперт.