Несмотря на то, что ситуация в Израиле нормализовалась, широкое освещение антитеррористической кампании в стране серьезно сказалось на спросе туристов. Туроператоры отмечают, что нынешний спрос на Израиль сводится к единичным бронированиям, из-за чего приходится корректировать авиаперевозку.
«До начала операции глубина и активность продаж по Израилю были очень хорошими. Бронировались туры на Новый год, январь. Во время проведения контртеррористической операции было довольно много аннуляций. Сейчас глубина продаж не превышает 4-5 дней», - рассказывает руководитель израильского направления компании ICS Travel Group Анна Родимина. Действительно, по статистике министерства по туризму Израиля, за первые 10 месяцев этого года турпоток из России в Израиль увеличился на 21% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Военная операция завершилась еще в середине ноября, но ее последствия на туристическом рынке ощущаются до сих пор. Большинство туроператоров настроены пессимистично: бума новогодних продаж, скорее всего, уже не будет. «Конечно, мы все заинтересованы в том, чтобы донести до потребителя, что в Израиле сейчас уже спокойно. Но в настоящий момент речь вряд ли идет об отложенном спросе. Те, кто отказался от поездки на Новый год, уже нашли себе другое направление», - считает директор по маркетингу «Солвекс Трэвэл» Наталия Ротмистрова.
Хотя не исключено, что поскольку Израиль – направление безвизовое, туристы просто выжидают предложений last minute. А они, скорее всего, будут. «Отели начинают выпускать спецпредложения: чаще всего, это бесплатные ночь или трансфер до Мертвого моря. Продажи по Израилю обычно идут до последнего момента, поэтому мы пока надеемся на лучшее», - говорит руководитель отдела Израиль компании «Русский Экспресс» Екатерина Боброва. В «Веди Тур» отмечают, что некоторые отельеры также пошли на снижение цен. «Однозначно с ценой приходится работать, наши партнеры и отели делают специальные предложения, придумывают интересные маркетинговые ходы по привлечению клиентов», - соглашается Наталия Ротмистрова. Туроператоры прогнозируют, что наиболее привлекательные новогодние СПО появятся не раньше середины декабря. В условиях снижения спроса корректируется и авиаперевозка. «Отменен рейс АК «ВИМ-Авиа», который планировался на 31 декабря.
Поскольку билеты на этот рейс проданы не были, его отмена туристам неудобств не доставит. Сейчас мы предлагаем туры с вылетом 3 января, этой даты корректировки пока не коснулись», - сообщила Екатерина Боброва. Также отменены рейсы «ВИМ-Авиа» по маршруту Москва - Овда – Москва, которые должны были состояться 13 и 20 декабря. «Сейчас авиакомпании аннулируют вылеты по четвергам и воскресеньям. «Аэрофлот» тоже отменил рейсы на Красное море 9, 16, 23 декабря. «Трансаэро» продолжает осуществлять перелеты в Тель-Авив без сокращений», - рассказала Анна Родимина. Туристам традиционно предлагаются альтернативные варианты: перенос сроков поездок, замены рейсов и последующие трансферы. Например, при покупке отдыха на Красном море предлагается перелет до Тель-Авива, а затем, на выбор, либо внутренний перелет до Эйлата (45 минут), либо трансфер до отеля.
Предполагается, что за вынужденные трансферы туристы доплачивать не будут. Часть рейсов, запланированных по вторникам из Санкт-Петербурга, также снимается. В «Солвекс-Турне» сообщили, что достигнута договоренность с консолидатором рейсов в Овду ГТК «Россия» об отмене вылетов 4, 11 и 18 декабря. Рейсы по пятницам, на которые будут переориентированы туристы, будут выполняться по плану. Однако не все туроператоры меняют планы на новогодние заезды. Руководитель израильского департамента «Веди Тур» Татьяна Зуева сообщила, что компания не планирует перекраивать новогодние вылеты. «Наши новогодние вылеты запланированы на 23, 27, 30 декабря и 3, 6 января. Пока мы ничего не сокращали», - рассказала Татьяна Зуева. В московском «Солвекс-Трэвэл» рассказали, что их новогодние программы также пока остаются без изменений. «Солвекс-Трэвэл» имеет блоки мест на Овду и Тель-Авив на рейсах авиакомпаний «Аэрофлот», «ВИМ-авиа» и Israir. «Изначально у нас были очень хорошие продажи на новогодние даты. Сейчас, после окончания военной операции, спрос восстанавливается, но это процесс постепенный. Пока мы не снимаем рейсов на Новый год», - пояснила Наталия Ротмистрова.
Участники рынка отмечают, что Министерство по туризму Израиля прикладывает значительные усилия для рекламы направления в России и восстановления имиджа страны. На улицах появляются новые баннеры, растяжки на домах с призывом отдыхать на курортах, где температура воздуха сейчас +20 градусов и светит солнце. Но пока должного эффекта добиться не удалось. «Российские СМИ очень активно и красочно освещали ситуацию в Израиле. Если бы я не была знакома с реальной ситуацией, я бы тоже поверила, что в Израиле пожары, разрушенные дома. В действительности же, говоря про Израиль, СМИ показывали Палестину. На моей памяти в Израиле ни разу не пострадал ни один турист, какие бы операции не проводило государство. А туроператоры никогда не возили туристов к курортам, находящимся вблизи Палестины, за исключением однодневных экскурсий в Вифлеем. Однако туристы, конечно, этих нюансов не знают и ориентируются на информацию из СМИ», - резюмирует Анна Родимина.