Первая половина 2012 года отмечена серьезным перераспределением выездного турпотока

RATA-news продолжает комментировать данные Росстата по выезду россиян за рубеж в первом полугодии 2012. Напомним, согласно статистике, россияне совершили 6 млн. 473,2 тыс. поездок на отдых за рубеж, это почти на 6,6% больше, чем за аналогичный период прошлого года.

 

Однако этот показатель практически вдвое ниже, чем в первом полугодии 2011-го, когда рост составил 11,8%. К тому же за средней цифрой скрывается довольно сильное внутреннее движение рынков – резкий рост одних направлений и не менее резкое падение других. Причем, цифры по отдельным странам столь неожиданны, что трудно понять, то ли дело в методике подсчета, то ли действительно в спросе. Например, Финляндия и Швеция показали за январь-июнь 2012 года падение потока на 41% и 42% соответственно. Туроператоры уверены, что объяснение столь серьезного падения надо искать не только в туризме, так как основной поток в Финляндию дают приграничные регионы России. Скорее всего, падение вызвано снижением потребительской способности россиян.

Организованный туризм тоже «просел», однако не в таких масштабах. По словам генерального директора компании PAC Group Ильи Иткина, нынешнюю ситуацию на направлении можно считать даже более благополучной, чем несколько лет назад. «Финляндия сильно упала после кризиса 2008-2009 годов, были все признаки стагнации, и только прошлой зимой появилось ощущение роста», – сказал он. Глава компании «Лабиринт» Татьяна Зотова считает, что финское направление сейчас переживает не лучшие времена. «Конечно, 40% – это огромная цифра, с ней трудно согласиться. Тем не менее, падение финского потока вполне может быть ощутимым», – сказала она. По словам г-жи Зотовой, страна сейчас практически не продвигается на российском рынке, живет на старых «запасах». «А Финляндию, как и любую скандинавскую страну, надо дополнительно продвигать, формировать спрос, ведь россияне, живущие в холодном климате, традиционно стремятся не на север, а в южные страны.

Аналогичная ситуация со Швецией», – пояснила Татьяна Зотова. «Да, из скандинавских стран сейчас в России ведет маркетинг фактически одна Норвегия. Она и дает рост потока. Особенно пассивна Швеция, так что падение в 42% не удивительно. И я пока не вижу объективных причин, почему в Швецию из России должен увеличиться поток туристов», – соглашается Илья Иткин. Глава компании DSBW Карен Гончаров также назвал показатель падения по Финляндии «сумасшедшей цифрой». «Скорее всего, дело в том, что сейчас круизы активно стартуют из Санкт-Петербурга, и туристы, едущие в Скандинавию, могут не входить в эту статистику. В любом случае, говорить о падении потока в Финляндию без статистики паромных компаний некорректно», – сказал г-н Гончаров. RATA-news взяла это заявление на заметку и в ближайшее время постарается разобраться в ситуации на финском направлении. Еще одна страна продемонстрировала серьезное падение российского турпотока – Литва (-25%). Однако в большинстве турфирм, наоборот, фиксируют стабильный рост спроса на этом направлении.

По словам директора компании «Диалог» Елены Шушкевич, объем вырос в этом году на 25%. Генеральный директор ABC Tours Денис Котов также отметил рост числа и агентств, и туристов по Литве. «Даже если взять не самый активный для Литвы период с января по июнь, у нас было гораздо больше индивидуальных туристов и корпоративных групп, чем год назад», – рассказал он. Эксперт уверен, что на снижение показателей Росстата повлияли какие-то нетуристические факторы. «Первое, что приходит на ум – изменение методики подсчета туристов. Возможно также, россияне стали реже перегонять в Литву автомобили под видом туризма. Иначе трудно объяснить эти странные цифры», – заметил Денис Котов. Довольно заметное снижение (-9,4%) показал также поток россиян в Китай.

По словам генерального директора компании «Астравел» Валерия Лощица, это могло произойти за счет жителей восточных регионов России. Они дают подавляющую часть потока, делая «погоду» на направлении. Причем, если из центральной и западной частей России едут, в основном, действительно туристы, то с Дальнего Востока – и туристы, и предприниматели самого разного уровня по туристическим визам. «Это вносит серьезную погрешность в данные по турпотоку в Китай. На этот же счет можно отнести и падение в 9,4%. В своей компании мы не видим снижения объемов. Хорошие продажи на осень, традиционно высокий спрос на Новый год», – рассказал г-н Лощиц RATA-news. Директор «Квинты» Ирина Серганова полагает, что Китай в этом году мог стать «жертвой» резкого перераспределения потоков на российском рынке. «Стоимость остается главным критерием выбора туров.

В этом году многие страны, в том числе, европейские, давали очень хорошие цены. Произошла переориентация потоков. Мы имеем дело с отложенным спросом на Китай. За сентябрь-октябрь, которые считаются высоким сезоном для направления, страна еще может отыграть свое падение», – пояснила она. Столь разные направления, как Израиль, Индонезия и Венгрия, «просели» за первую половину 2012 года примерно одинаково – на 7%. По мнению заместителя генерального директора компании «Солвекс-Трэвэл» Екатерины Айзерман, вряд ли стоит волноваться по поводу снижения израильского потока. «Это естественное колебание спроса, вызванное «гуляющими» между направлениями клиентами. У нас этот показатель не превысил 2-3%, а на сентябрь уже наблюдается прирост и хорошая глубина продаж», – сказала г-жа Айзерман.

Венгрия, как считает генеральный директор компании «Альцес» Игорь Чуканов, могла показать снижение потока из-за того, что с направления ушел национальный перевозчик, с которым туроператорам было удобно сотрудничать и выставлять разумные пакетные цены. «Сейчас мы предлагаем туристам транзитный перелет через Вену, это обходится им в 10 тыс. рублей. Лететь напрямую в Будапешт «Аэрофлотом» – 14 тыс. рублей. Для кого-то эта разница могла оказаться решающей. Могло также сказаться перераспределение потоков по другим странам Европы», – заметил он. Однако по своей компании г-н Чуканов не фиксирует падения объемов по Венгрии, перспективы на осень – также неплохие. Данные Росстата по индонезийскому потоку туроператоры оценивают по-разному.

Руководитель департамента стран Востока, Азии, Индийского океана и Южной Америки компании «Карлсон Туризм» Жанна Снежницкая не видит падения спроса. «У нас число туристов за шесть месяцев нынешнего года даже немного выросло», – сказала она. Возможное снижение логично объяснить перераспределением потоков. Дело в том, что все предыдущие годы российские туристы ездили в Индонезию преимущественно осенью и зимой, но в последнее время растет интерес и к летнему отдыху в этой стране. Генеральный директор компании «Мегаполюс турс» Виктория Кизимова, напротив, поддерживает Росстат: «Падение есть, но небольшое.

Кого-то испугали природные катаклизмы, кто-то переориентировался на более близкие страны, например, Эмираты, где стали появляться отели, рассчитанные на демократичную публику». К тому же, начался цикличный возврат интереса к Европе. Среди стран, показавших наибольший прирост за первую половину 2012 года – Мексика (173,5%), Вьетнам (108%), Тунис (91,8%), Гонконг (91,6%). Данные Росстата по Мексике мало у кого вызывают сомнение. Руководитель отдела Латинской Америки компании «Ванд Интернешнл Тур» Ирина Овчинникова полагает, что поток вырос за счет новичков, то есть тех туристов, которые, насытившись красотами Юго-Восточной Азии, решили поискать для себя что-то неизведанное. Мексика привлекает и любителей комбинировать экскурсионные туры с пляжными удовольствиями. К тому же страна, хоть и далекая от нас, но легкодоступная – туда летают чартеры, да и визу получить несложно. Электронная система, применяемая мексиканцами, позволяет сделать это всего за несколько минут. Нет возражений и относительно цифр по Вьетнаму и Гонконгу. Вьетнам, как считает Жанна Снежницкая, страна недорогая, к традиционным ее почитателям-дальневосточникам стали все активнее присоединяться и жители центральных регионов России. В их числе индивидуальные туристы, за внимание которых все активнее борются хорошие брендовые отели, появившиеся на вьетнамских курортах.

А Гонконг привлекателен для россиян как удачная альтернатива Сингапуру, где побывали уже многие. В поисках свежих впечатлений туристы из России, не раз отдыхавшие в Сингапуре и привыкшие к определенному уровню сервиса, выбирают Гонконг, который предлагает и удобный перелет, и отели самых известных мировых цепочек, и отличный шопинг. Жанна Снежницкая уверена, что поток в Гонконг вырастет еще, о чем свидетельствует нынешняя глубина продаж. Что касается Туниса, то эта страна не столько растет, сколько восстанавливает потерянное за два «революционных» сезона. Туда поехали те, кто нашел здесь хорошую замену не желающему успокаиваться Египту.

Другие новости по теме «»