Во вторник в рамках расследования дела о крушении теплохода и гибели десятков людей задержаны гендиректор компании "Аргоречтур", арендовавшей судно "Булгария", Светлана Инякина и старший эксперт Камского речного регистра Яков Ивашов. Согласно официальной информации СК РФ, решается вопрос об их аресте. Ранее СК сообщил, что в отношении С.Инякиной и Я.Ивашова возбуждено уголовное дело по ст. 238 УК РФ (оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, повлекшее смерть) в связи с крушением теплохода "Булгария" в Татарстане. Мы все понимаем, что найти и наказать виновных в этой трагедии надо. Но пока, несмотря на все наше желание, говорить о вине того или иного участника этих событий нельзя. Если отмести эмоции, а выслушать экспертов, выясняется, что возможно, в данном случае мы имеем дело с трагическим стечением многих факторов. Один из них по отдельности мог бы и не привести к крушению "Булгарии", а вместе они сдетонировали. С одной стороны, налицо очевидные нарушения со стороны арендатора – компании "Аргоречтур". Она не включена в Единый реестр туроператоров, а, значит, вообще не имела права заниматься туроператорской деятельностью. У компании не было лицензии на осуществление пассажирских перевозок. Кроме того, как сказали "Интерфакс-Туризму" представители круизного сообщества, ссылаясь на внутренние источники, не было полного комплекта разрешительных документов. Но каких именно документов не было, никто точно пока не знает: чтобы теплоход был выпущен на линию, его проверяют и дают разрешение несколько десятков организаций. И 15 июня теплоход был допущен к работе. Один из наших собеседников сравнил ситуацию на реке с ситуацией на дорогах: "на машине можно ездить и без прав до тех пор, пока не остановит ГАИ. Так же и по Волге теплоход может ходить, пока его никто не остановит". Например, в Москве такое невозможно – чтобы покинуть столицу и пройти по каналу, необходимо преодолеть несколько шлюзов. И сделать это без документов просто невозможно. С другой стороны, эксперты круизного рынка говорят, что у пассажирских теплоходов огромный запас по остойчивости, намного превышающий допустимые показатели. При правильной эксплуатации перевернуть его практически невозможно. В то же время специалисты знают, что любое переоборудование, реновирование может существенно повлиять на остойчивость судна. Возможно, так и произошло в случае с "Булгарией". Но опять-таки любому даже минимальному переоборудованию предшествует согласование проекта в Российском речном регистре. Не исключено, что сделано это не было. Судя по тому, что вместе с С.Инякиной задержан и старший эксперт Речного регистра, у следствия есть серьезные претензии к этому ведомству. По мнению профессионалов круизного рынка, причиной трагедии точно не могла стать и перегрузка. Теплоход имеет большой запас "прочности" и по этому показателю – "Булгария" изначально была рассчитана на большее число пассажиров. Что касается вышедшего из строя двигателя, то это редко, но случалось и раньше на других теплоходах: они могут идти и на одном двигателе. Еще один момент "обвинения". Согласно правилам плавания на водоемах, необходимо задраивать иллюминаторы. Говорят, что на "Булгарии" они были открыты якобы из-за жары, так как в каютах нет кондиционеров. Однако, не исключено, что задраить их было технически невозможно. Для каждого проекта теплохода есть "допуск по волне". Так, четырехпалубные суда могут противостоять трехметровым волнам, а двухпалубные 305 проекта – волнам высотой 120 см. Двухпалубная "Булгария" также могла идти при волне около 1 м, но опять-таки – при правильной эксплуатации. Наконец, в районе плавания было объявлено штормовое предупреждение. В этих условиях суда вообще не выпускают. Сообщили ли капитану "Булгарии" о штормовом предупреждении, неизвестно. А это еще раз говорит о том, что до окончания следствия обвинять кого бы то ни было в произошедшей трагедии нельзя. Смотрите оригинал материала на http://www.interfax.ru/tourism/tourisminf.asp?id=198994&sec=1466