Единственная в стране служба помощи туристам, действующая при Городском туристско-информационном бюро Комитета по развитию туризма Санкт‑Петербурга, завершила свою работу в летнем сезоне 2022 года.
Почти две с половиной сотни молодых людей попеременно выходили на улицы Петербурга и несли дежурство, невзирая на погоду. За минувшие четыре месяца гости города обратились к ним за помощью 61 376 раз.
«Со мной в Петербурге ясно!» – под таким девизом работники службы отвечали на вопросы и информировали туристов о городских мероприятиях, событиях, которые гости могли застать в городе во время своего визита. Каждый имел при себе буклеты и информацию об официальном портале «Visit-Petersburg.ru», который служит онлайн сервисом планирования путешествия в Санкт‑Петербург.
Начиная с 1 июня, ежедневно ребята дежурили у Сенатской и площади Искусств, на Итальянской и Инженерной улицах, вдоль канала Грибоедова, у Александровского сада, Петропавловской крепости и других знаковых точках Санкт‑Петербурга. Чаще всего туристы обращались за помощью на Дворцовой площади, у Казанского и Исаакиевского соборов, у храма «Спас на крови», в Екатерининском саду и у станции метро «Гостиный двор».
Ежедневно каждому сотруднику службы приходилось отвечать не менее чем на полсотни вопросов. При этом задавали их не только туристы. Порой и сами горожане не прочь воспользоваться помощью. Большая часть обращений касалась местонахождения исторических памятников и музеев, при этом представители «Ask me SPb» не только объясняли, как пройти, но и советовали, что еще можно посетить в городе, а порой - рассказывали подробно о достопримечательностях. Иногда приходилось сориентировать, где можно пообедать или как быстрей добраться в другой район города.
По словам участников проекта, туристов интересуют не только исторические памятники, но и современные культурные пространства, такие как «Новая Голландия» и «Севкабельпорт». Как говорит Дмитрий Смирнов, гости в Петербург едут не только за известными объектами: «Выходя на дежурство, мы получаем информационные материалы, в которых содержится большое количество новых экскурсионных маршрутов. Помимо уже известных исторических мест, город может похвастаться и новыми интересными пространствами. Например, у наших волонтеров часто интересовались «Островом фортов» - как лучше добраться до Кронштадта, чтобы побывать там».
В свою очередь Илья Цыганков отметил, что туристов становится заметно больше к определенным праздникам или знаковым для Петербурга событиям - например, «Алые паруса», Военно-морской парад, «Фестиваль цветов» к юбилею Петра Великого и другие мероприятия: «Из общения с приезжими могу сказать, что подавляющая часть абсолютно в восторге не только от самого города, но и от разных событийных мероприятий, которые проходят в Петербурге».
Чтобы попасть в туристскую службу молодым людям необходимо пройти отбор: «В первую очередь соискателям требуется доказать свою профпригодность - быть коммуникабельным, открытым к людям, уметь с уважением общаться и соблюдать этикет. Особенно это касается иностранных туристов. Как показывает опыт работы, будущему волонтеру требуется знать не только расположение памятников и музеев, но и маршруты общественного транспорта, местонахождение предприятий общепита, аптек, банкоматов», – делится руководитель и координатор службы Кристина Крупкина.
В этом году служба «Ask me SPb» обзавелась талисманом – им стал пёс Изюм. Любимый питомец руководителя волонтёров каждый день выходил на улицы города вместе со своей хозяйкой, чтобы оказывать помощь туристам. Изюм мгновенно вжился в свою роль - ему даже сшили форму в фирменных цветах, и он с удовольствием фотографировался со всеми желающими. Сотни гостей города уехали из Петербурга с совместными снимками с Изюмом и самыми тёплыми воспоминаниями о гостеприимстве и дружелюбии наших жителей.
Сотрудники службы помощи туристам дополняют уже существующую систему сопровождения гостей города, разработанную и реализуемую Комитетом по развитию туризма. В Петербурге работают 11 информационных пунктов, которые вместе с мобильными помощниками обеспечивают комплексную помощь и поддержку - от прибытия в аэропорт или на железнодорожный вокзал до основных туристских маршрутов и достопримечательностей города.
Проект «Ask me SPb» функционирует только в летние месяцы года. Однако после закрытия официального туристического сезона молодые люди продолжают между собой общаться, таким образом волонтерское движение помогает его участникам строить крепкие дружеские отношения.
Движение «Ask me SPb» было создано в Петербурге более пяти лет назад. В первый год работы волонтерские организации города оказали помощь, предоставив своих волонтеров. В 2021 проект был модернизирован – введена маршрутная система работы, проведен ребрендинг, расширен функционал сотрудников.
В этом году в проекте приняли участие также студенты и выпускники профильных вузов.
Кандидатам в волонтёры проходят подготовку по нескольким направлениям:
• Обеспечение безопасности пребывания туристов в Санкт‑Петербурге
• История и культура (на русском и английском языках)
• Культура речи и этика поведения
• Специфика общения с иностранными туристами
• Внешний и городской транспорт
• Расположение объектов общественного питания, аптек, банкоматов.