Пессимизм на фоне высоких показателей

Потребительская активность россиян в III квартале серьезно снизилась – впервые за последние два года. В туризме падение спроса пока не отмечают, но смену в настроении покупателей тоже почувствовали Большинство популярных туристических направлений, особенно выездных, в течение этого года показало на российском рынке внушительные темпы роста. Как ни странно, многие эксперты рынка не спешат этому радоваться. Почему? Главная причина в том, что рост в этом году достигнут в основном за счет снижения цен. На рынке, особенно региональном, было как никогда много предложений дешевого отдыха. Например, средняя стоимость зарубежного турпакета на семью в Екатеринбурге, по данным местных турагентств, снизилась в этом году с $3 тыс. до $1200. Основное требование туристов – подешевле, так что те, кто раньше отдыха в 4-5* отелях, в этом году довольствовался 3*. По словам генерального директора турагентства "Магазин Путешествий" Александра Преображенского, эта тенденция, скорее всего, станет доминирующей и в ближайшие годы. "Очевидно, что слой туристов upper level сейчас вымывается и в Москве, и в регионах. Индивидуальных запросов все меньше. Туристы переориентируются на групповые и, прежде всего, недорогие туры", - сказал он "Интерфакс-Туризму". "В этом смысле нас не должны слишком обманывать высокие показатели выезда. При количественном росте потоков турбизнес имеет низкую прибыль. Но это – те реалии, к которым, видимо, надо привыкать", - добавил он. Собеседник уверен, что занижение стоимости турпакета, работа на нулевой марже – проблема не только российского рынка, но и всего международного туризма. "Мы впервые в этом году столкнулись с тем, что даже ведущие круизные компании давали туристам колоссальные бонусы – $500 при покупке круиза. Без сомнения, это говорит о том, что продажи круизов идут неважно", - заметил А.Преображенский. У директора агентства "Палитра Трэвел" Марины Семенковой другое объяснение активности российских туристов на выездных направлениях. "Дело не в цене. Я бы не сказала, что в этом году покупались лишь дешевые туры. Однако за годы работы я заметила, что выездная активность россиян усиливается, когда у нас в стране нарастают проблемы. Сейчас не все спокойно, соответственно, растет число выездов в Европу, особенно, в Хорватию, Италию, Испанию, Грецию, где люди наряду с отдыхом решают или пытаются решить вопросы с недвижимостью, бизнесом", - пояснила она "Интерфакс-Туризму". Как подчеркнула собеседница, россияне не перестали тратить деньги на путешествия, но начали подходить к ним более разумно, стараясь не переплачивать. По словам А.Преображенского, можно даже говорить о "смене потребительских поколений". "Еще три-четыре года назад типичным для нашего рынка был клиент, который не считает денег, а едет куда-то, чтобы удивить своих знакомых, похвастаться тем, что потратил на путешествие большие деньги. У нас в компании были случаи, когда мы по просьбе клиента завышали сумму, чтобы он мог кому-то продемонстрировать свою "покупательную способность". Но "тучные нулевые", похоже, остались позади навсегда, - сказал он. – Сейчас мы имеем дело совсем с другой категорией туристов, точно знающих, что и за какие деньги они хотят получить". Другие эксперты полагают, что спрос на туристическом рынке мог бы быть выше, если экономическая ситуация в стране была более располагающая. По их мнению, рост выездного туризма происходит в основном за счет достаточно состоятельных людей, которые "подсели" на путешествия уже давно, а сейчас готовы отдыхать на меньший бюджет. Россияне с действительно средним достатком в турфирмы в этом году обращались крайне редко: они или никуда не ехали, или организовывали свой отдых сами, через различные он-лайн системы. "Современные туристы – чаще всего люди образованные, информированные. Они хорошо ориентируются в экономической и политической ситуации. Многие понимают, что кризис не только не преодолен, но возможна и вторая его волна. Это не может не отражаться на их планах", - сказал генеральный директор компании "Мегаполюс Турс" Эдуард Кузнецов. Это вполне совпадает с недавними результатами Росстата. Согласно им, послекризисное восстановление потребительской уверенности россиян, которое отмечалось со II квартала прошлого года, остановилось. Индекс активности в III квартале упал на 4 процентных пункта до минус 11%. Выборка представительная: в исследовании участвовали 5 тыс. жителей России в возрасте от 16 лет. Таким образом, Росстат зафиксировал рост пессимизма во всех возрастных группах нашего населения. Как пишут "Ведомости", россияне разочаровались в экономической ситуации и меньше верят, что она изменится к лучшему. Индекс ожидаемых изменений в экономике снова стал отрицательным: минус 4% в III квартале против плюс 5% во втором. Не считая пика кризиса (конец 2008 г. – начало 2009 г.) это самый низкий уровень с 2005 г. Три месяца назад тех, кто ждал улучшения ситуации в течение года, было в полтора раза больше, чем пессимистов (27% против 17%), а теперь преобладают пессимисты: ухудшения ждут почти 24% опрошенных, в лучшее верят 21%. Причем, резко уменьшились надежды и на рост личных доходов: индекс ожидаемых изменений материального положения упал с 0,32% до минус 5%. "Снижение индекса потребительской уверенности отражает усталость людей от ожидания перемен. Эйфория по поводу выхода из кризиса очень быстро сменилась на апатию, выйти на траекторию успешного развития не получилось – экономика входит в стагнацию, в новую эпоху застоя", - отмечает газета. Интересно, что и в турфирмах отметили изменение настроения клиентов. "Есть ощущение, что туристы слегка "приуныли". Гораздо реже стали заказывать яркие, необычные туры, в основном спрашивают пляжи и море, чтобы отдохнуть. Так что не исключено, что спрос и дальше будет меняться на нашем рынке не в лучшую сторону", - заключил А.Преображенский. Между тем, точку в дискуссии о туристическом спросе может поставить только наступающий зимний сезон. Этой зимой россиян ждет, как никогда, широкий выбор туров, особенно в дальние экзотические страны. Некоторые из них, например, Бразилия впервые появятся на нашем рынке в массовом формате. И, судя по словам туроператоров, недостатка в желающих отправиться по дальним маршрутам нет. Тем более, что и там можно с успехом сочетать отдых с бизнесом и решением личных проблем.

Размешение Ваших турновостей на Pitert.Ru    Турновости, канал @pitertru в Telegram

Другие новости по теме «Бизнес»

Март 17, 2024 - 17:07

Платформа для планирования путешествий Wildberries Travel планирует запустить продажу туристических услуг в сотрудничестве с Российским союзом туриндустрии.

 

Февраль 22, 2024 - 04:26

Туроператорам, которые продают горящие туры, предложили дать право оформлять электронные путевки позже, чем предусмотрено законом о туризме сейчас.

 

Январь 31, 2024 - 09:11

Уровень цифровизации туристической отрасли в России, который обеспечивается не только на федеральных, но и на региональных интернет-площадках, можно оценивать как достаточно высокий.

 

Январь 16, 2024 - 10:35

Торгово-промышленная палата (ТПП) РФ предлагает внести изменения в законопроект о снижении финансовой нагрузки на туроператоров, специализирующихся на туризме в страны СНГ. Соответствующие предложения содержатся в подготовленном палатой заключении на законопроект, сообщил ТАСС вице-президент ТПП РФ Вадим Чубаров.