В 2018 году в Петербурге свой отпуск проведут 8 млн туристов. Это на 2,5 млн больше, чем в 2011 году, а доходы от туристической отрасли должны увеличиться вдвое - до 280 млрд.рублей. О том, какие задачи необходимо решить туристическому кластеру, чтобы столь амбициозные планы осуществились, рассказала в интервью АБН Татьяна Гаврилова, недавно возглавившая Северо-Западное отделение Российского союза туриндустрии.
Как Вы оцениваете сегодняшнее состояние турбизнеса? Какие планы стоят перед отраслью?
Задачи перед российской туриндустрией стоят действительно масштабные. Согласно Федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ на 2011-2018 годы», количество иностранных туристов, приезжающих в Россию, к 2018 году должно вырасти более чем в 6 раз - до 23 млн. человек в год, а общий турпоток достигнет 45 млн. человек. Что касается Петербурга, то в 2011 году, по данным Петростата, город посетили 5,5 млн. туристов, в том числе 2,3 млн. иностранных. К 2018-му, согласно планам, турпоток должен вырасти до 8 млн., а доходы от туристической отрасли – со 115 млрд. до 280 млрд. рублей
Чтобы планы сбылись, а все гости чувствовали себя в нашем городе комфортно, необходимо решить несколько задач. Прежде всего, необходимо обеспечить хорошую транспортную доступность. Город, как минимум, должен иметь современный аэропорт, хорошие дороги и достаточное число парковочных мест для туристического транспорта.
Только один «Морской фасад» принимает по 5-7 пассажирских лайнеров ежедневно. Туристы, выходящие с каждого такого судна, могут быть размещены в среднем в 10 туристских автобусах. Последние должны где-то парковаться. В этом сезоне мы провели большую работу с городским комитетом по транспорту и ГУВД - согласовали 40 парковочных мест из 73-х заявленных. На всех утвержденных местах были выставлены соответствующие знаки. Но вдруг, в разгар сезона, знаки начали каким-то загадочным образом исчезать. Так, на днях я узнала, что исчезла парковка около ТК «Галерея» (рядом с Московским вокзалом). Теперь мы вынуждены все перепроверять и согласовывать повторно. Но мы готовы ходить по кругу хоть 100 раз, чтобы создать для туристов комфортные условия.
Полным ходом идет строительство нового аэропорта в Пулково. И если темпы сохранятся, то к 2014 году город получит современный аэропорт, за который будет не стыдно.
Как сегодня обстоят дела с безопасностью туристов в Северной столице? Лет 5 назад это была одна из основных причин, тормозящих развитие туризма в нашем городе.
Безусловно, ситуация изменилась в лучшую сторону. Если раньше, когда мы просили туроператоров назвать 10 причин, мешающих развитию туризма в Петербурге, безопасность стояла на 1-3 местах рейтингов, то сегодня она занимает примерно 10-ю позицию. Власти, силовые структуры и турбизнес приложили для этого значительные усилия. Основная доля преступлений против туристов приходится на кражи. В 2011 г. зарегистрировано 73 кражи имущества у гостей, приехавших в Северную столицу, и присвоения их вещей, оставленных без присмотра. Практически в отдельный вид выделились кражи дорогостоящих съемных объективов для фотоаппаратов. Избавиться от воров, карманников в частности, очень сложно. Во многом мешает коррупционная составляющая. Воров берут с поличным, а через пару-тройку дней они опять на свободе. Многих из них гиды знают в лицо. Да и кражи происходят в одних и тех же местах – там, где туристы садятся в автобусы и высаживаются из них.
По инициативе ГУВД в опасных местах периодически дежурят полицейские в штатском. На встрече с руководством полиции члены РСТ также выдвинули инициативу создать единый специализированный консультационный полицейский пункт, ориентированный, прежде всего, на иностранных туристов. Его сотрудники могут быть наделены полномочиями по фиксации совершенных преступлений. Дело в том, что по закону заявление должен написать сам потерпевший, причем на русском языке. Как правило, турист этого сделать не может. Заявление, написанное рукой гида, в полиции иногда не принимают. Создание такого центра решило бы как проблемы с поиском нужного отделения полиции, так и языковые вопросы. Кроме того, при пункте может работать специализированная «горячая линия». Возможно, нам удастся договориться с информационным туристическим центром, и такой пункт появится на Садовой.
По инициативе Финляндии в Петербурге запрещена посадка пассажиров на круизные лайнеры под угрозой досмотра всех пассажиров в Хельсинки, включая граждан ЕС. Каково будущее рынка круизных и паромных перевозок на Балтике в связи с жесткими санкциями ЕС?
В претензиях финской стороны к круизным кораблям ничего нового нет. Финны просто внимательно прочитали нормы Шенгенского соглашения, где написано: если в третьих странах, не входящих в Шенгенскую зону, происходит посадка туристов, то весь корабль становится «нестерильным», и в следующем порту при выходе необходимо проверить всех пассажиров. Но тот же Шенгенский договор позволяет двигаться в направлении упрощения системы контроля. И пока на круизные лайнеры садились менее 1% пассажиров из РФ, финны не поднимали вопрос безопасности. Сейчас турпоток вырос, и сразу же появились претензии. С юридической точки зрения финская сторона ничего не нарушает. Кстати, информацию о количестве туристов, которые подсаживались на круизные суда в Петербурге, уже запросили и пограничные власти Швеции. Мы в этой ситуации можем только договариваться.
К сожалению, пока вопрос не решен, паромы St.Peter Line — единственного на Балтике оператора - терпят убытки. Число российских туристов, по данным перевозчика , сократилось на 25-30 %. Основная причина – проблема с получением мультивизы. Одно- или двукратная шенгенская виза не годятся. Россиянам штампы о входе и выходе с парома пограничники ставят во всех портах круиза. Если консульства отказывают в мультивизе, туристы вынуждены сдавать путевки. РСТ готов содействовать российскому внешнеполитическому ведомству в решении данного вопроса. Создание в СПб большого пересадочного пункта стало бы хорошим катализатором для развития туризма.
А как решаются проблемы с упрощением процедуры получения российской визы?
Сейчас мы ведем большую работу, чтобы облегчить визовый режим. РСТ обратился к правительству России с просьбой рассмотреть возможность освобождения от оформления визы туристов, прилетающих в нашу страну с культурными целями, на срок до 72 часов. Для туристов, прибывающих в наш город на паромах, такое положение, как вы знаете, уже действует. Очень надеемся, что вопрос будет решен положительно. Правда, зимой мы уже обращались с аналогичным предложением по поводу туристов, приезжающих в город на поездах, но нам отказали. Будем работать дальше.
Говорят, в петербургских отелях много свободных мест из-за дороговизны. Это правда?
Действительно, по независимым экспертным оценкам, за 5 месяцев этого года загрузка отелей упала, особенно 4-5-звездочных. По загрузке отели не вышли на уровень 2008 года. А в 2011 году этот показатель был даже ниже, чем в 2010-м. Одна из главных причин — миф о том, что Петербург - очень дорогой город. На самом же деле цены в высокий сезон 2012 года ниже цен 2011-го. Мы периодически обращаемся к отельерам с просьбой не поднимать цены. Но экономических рычагов у нас нет, а их действия обоснованы экономически. В этом году только жилищно-коммунальные услуги подорожали на 6%, а до конца года тарифы поднимут еще на 6%. Соответственно, на эти 12% может вырасти и цена проживания в гостиницах, это как минимум. Чтобы цены оставались привлекательными для туристов, многие отели вводят режимы экономии воды, освещения и т.п. в рамках применения новых экологических технологий.
Сегодня в мире особой популярностью пользуется событийный туризм. Успевает ли турбизнес Петербурга за современными трендами?
Стараемся успевать. Но, к сожалению, пока не хватает новых современных туристических продуктов. Иностранцы действительно любят событийный туризм. Он хотят не просто посещать города, но и участвовать в мероприятиях. Большим спросом пользуются туры с посещением «Алых парусов», музыкальных фестивалей. Успешным оказался и новый петербургский проект «Опера для всех». В июне–июле на открытых площадках Петербурга (в Петропавловской крепости, на Елагином острове, во дворе Капеллы, у Михайловского замка) звучали 4 классические оперы. Лично мне, например, при организации таких вещей всегда тревожно за качество звука, за исполнение. Было опасение, что звезды первой величины откажутся выступать в таких условиях. Но все получилось, на мой взгляд, во многом благодаря поддержке вице-губернатора Василия Кичеджи. А идеологом проекта выступил дирижер Фабиа Мастранжело (приглашенный дирижер оркестра Государственного Эрмитажа, Мариинского театра и Государственного театра музыкальной комедии Санкт-Петербургa).
В этом году членом РСТ стала фирма, предлагающая гастрономические туры. Это единственная компания в Петербурге, которая предлагает туры такого плана. Туристы с экскурсоводом посещают рынки, кафе, любимые петербуржцами, и рассказывают о наших гастрономических пристрастиях. Через кухню показывают многонациональный Петербург. Одна из экскурсий начинается в настоящей чайхане а заканчивается типичным петербургским кафе.
Второй вариант тура - это «Назад в СССР». Туристов приводят в коммунальную квартиру встречать Новый год, причем независимо от сезона. Вместе начинают готовить салат «Оливье», лепить пельмени, смотреть фильм «С легким паром».
Иностранцы любят посещать реконструкции исторических событий. Такие реконструкции проходят в крепостях Ленобласти, в Великом Новгороде, Пскове. Туристы могут не только посмотреть на действо со стороны, но и примерить кольчугу, покрутить в руках меч, поносить щит. Сегодня самый заметный на мировой арене праздник Ленинградской области - это рыцарский турнир в замке г. Выборга. Этому мероприятию уже лет 20. Новое – реконструкция в Лужском районе событий 1812 г. Продолжается «Ленинградское лето», но хотелось бы, чтобы оно развивалось интенсивнее.
Так что на этом направлении еще много нерешенных проблем, главная из которых - отсутствие единого календаря событий Северо-Западного региона и России в целом. Такой календарь должен быть утвержден, как минимум, за год до событий. Только тогда его можно включать в турпакеты. Я знаю, что Сергей Корнеев, возглавивший в июне департамент туризма в Министерстве культуры, планирует такой документ создать в масштабах России.
А что могло бы стать катализатором для развития турима в Ленинградской области?
У областных муниципалитетов есть шанс поднять туризм в регионе за счет индивидуального туризма. Это сейчас очень востребованное направление. Туристы устали ездить группами по 40 человек в автобусе и хотят путешествовать самостоятельно, заказывая отели по Интернету. Такие гости оставляют в регионе больше денег, чем организованные группы, посещающие область в рамках тура по Петербургу. Думаю, туризм в области должен быть на 60-80% ориентирован на индивидуалов. При этом у отелей появляются дополнительные источники доходов. По экспертным оценкам, за 4 месяца 2012 года доход, полученный гостиницами от размещения туристов, не превышает 50 % от общего объема. Остальные 50% поступили за счет продажи допуслуг: билетов в театры, на концерты, фестивали, экскурсии, реконструкции, а также карт гостя.
Нужно продолжать развивать сельский туризм. Сейчас центром развития сельского туризма является Лужский район. Там больше всего гостевых домов. Можно приехать, пособирать клубнику, грибы, подоить корову. В основном приезжают семьи с детьми из Северо-Западного региона, Москвы и Московской области.
Как вы считаете, удастся Петербургу и России в целом выполнить намеченные планы?
Если мы будет успевать за требованиями клиентов, у нас есть шанс подняться в рейтинге, как туристическая держава. Туризм развивается во всем мире. К 2013 году, согласно прогнозам, в мире будет 1 млрд. туристов. РФ пока на 139 месте в рейтинге турдержав (по суммарным показателям). Во 2- квартале СПб вошел в топ-10 городов мира по посещаемости (величине турпотока), но в 3-м квартале уже выпал из топ-10.
Я уверена, наш потенциал огромен, есть и кадры, и ресурсы. Вузы повернуты лицом к бизнесу и готовы вносить корректировки в программы обучения. Некий консенсус выстроен. Теперь нужно не бояться работать и внимательно следить за новыми трендами на рынке.