Петербург – Иматра: история железной дороги

Ежегодно, российско-финляндскую границу в погранично-пропускном пункте Светогорск — Иматра пересекает 2,5 миллиона россиян. Подавляющее число россиян, за исключение велосипедистов, пересекает ее на автотранспорте. Прохождение границы на автомобиле предполагает, особенно в выходные и праздничные дни, многочасовые задержки.

Возможность организации железнодорожного сообщения между Северной столицей и городом Иматра, популярным местом отдыха российских туристов и важным транзитным пунктом на территории Финляндии, в последнее время, активно обсуждается руководством РЖД со своими финскими коллегами. Проект «Развитие железнодорожных пунктов пропуска Светогорск — Иматра» («Imarta-Svetogorsk RBC’s Development») прошел открытый конкурсный отбор в рамках Программы приграничного сотрудничества «Юго-Восточная Финляндия — Россия».

Пересечение границы в поезде, дает существенную возможность экономить время на оформлении таможенных и паспортных формальностей, поскольку они осуществляются во время движения железнодорожного состава. В первую очередь, стороны планируют  организацию движения поездов выходного дня: Петербург – Выборг – Иматра (через ЖДПП Светлогорск) – Петербург.

 

Запуск туристического поезда на 250 мест, с отправлением из Петербурга в 7:00 и возвращением из Иматры в 23:00, предоставит российским туристам новые возможности. Поездка в одну сторону займет всего три с половиной часа, что даст возможность россиянам провести полноценный выходной день за границей, совмещая отдых в СПА-центрах Иматры с осмотром местных достопримечательностей, посещение детских развлекательных парков с походами по местным магазинам.

 

Из приемной Президента России, Федеральному агентству по обустройству государственной границы Российской Федерации (Росграница) уже дано поручение: рассмотреть необходимость реконструкции железнодорожного пункта пропуска Светогорск, для организации там таможенного и пограничного контроля пассажиров, а также возможность оформления пассажиров на железнодорожном вокзале в Выборге.

 

Между тем, прямое железнодорожное сообщение между столицей Российской империи и станцией Иматра на территории Великого княжества Финляндского, ранее уже существовало.

Из столичного Санкт-Петербурга до небольшого финского поселка Иматра, расположенного в месте впадения реки Вуоксы в озеро Сайма, путь в экипаже занимал несколько дней.  Тяготы утомительной поездки в более чем две сотни верст с лихвой окупались  удивительной красоты водопадом, живописной природой, чистым воздухом и манящим образом места отдыха российских монархов: Екатерины Великой, Александра I и Николая I. Все это сделало Иматру излюбленным местом отдыха петербургской знати, поэтов, писателей и художников.

Первая железная дорога, прошедшая по Карельскому перешейку и соединившая Петербург с Выборгом, была открыта в сентябре 1870 года. С целью экономии времени и удобства поездки до крупнейшего в Европе водопада Иматранкоски, в 1892 году  был проложен железнодорожный путь от Выборга до Иматры. В высокий туристический сезон, с целью полюбоваться природными красотами региона Иматра, на финскую станцию из Петербурга прибывало до 14 поездов в день.

 

После Октябрьской революции в России, пассажирское железнодорожное сообщение между Выборгом и Иматрой прервалось, старый вокзал был разобран. До настоящего времени регулярно используется только грузовая станция Иматра. Любопытно, что в 90-х годах прошлого столетия время от времени для граждан Финляндии  формировались туристические  поезда по маршруту  Иматра — Светогорск — Каменногорск — Выборг: своеобразный ностальгический тур по некогда родным местам.

13 ноября 2012 года, в честь 120-летия открытия регулярного железнодорожного сообщения между городами Выборг и Иматра, 175-летию российских железных дорог и 150-летию железных дорог Финляндии,  пробный поезд «Александр Невский» снова проехал по маршруту Санкт-Петербург – Иматра. В декабре прошлого года на встрече с журналистами, генеральный директор дирекции скоростного сообщения — филиала ОАО «РЖД» Дмитрий Пегов сообщил, что сейчас российская и финская стороны ведут переговоры о начале курсирования поездов типа «Ласточка» между Петербургом и Иматрой. 

 

Железнодорожное сообщение между Финляндией и Россией создает новые возможности не только российским туристам. Согласно статистики, 40% пассажиров скоростных поездов «Алегро» курсирующих между Петербургом и Хельсинки, составляют граждане Финляндии и других стран.

Примечательно, что мэр Иматры г-н Пертти Линтунен неоднократно упоминал в своих интервью о  необходимости организации прямого железнодорожного сообщения между Иматрой и Петербургом, что, несомненно, будет способствовать дальнейшему развитию добрососедства между нашими странами и развитию Иматры в качестве курорта и места активного отдыха россиян.

 

 

 

 

Размешение Ваших турновостей на Pitert.Ru    Турновости, канал @pitertru в Telegram

Другие новости по теме «»