Трудно поверить, но когда-то Петербург мог остаться без знаменитой Петропавловки, Певческой капеллы, дворца Шереметева, а по дну канала Грибоедова еще в XIX веке могло быть проведено эстакадное метро.
Сегодня Санкт-Петербург часто называют музеем под открытым небом. Петропавловская крепость, набережная канала Грибоедова — без них город уже невозможно представить. Однако еще 150 лет назад все было не так очевидно — промышленная революция, новые подходы к градостроительству могли сделать будущую столицу совсем другой. Специально для ТАСС историк Петербурга, доцент института истории СПбГУ Анна Сухорукова рассказала о самых невероятных градостроительных инициативах в его истории.
Петропавловская крепость — это не просто символ города, это его колыбель. Именно отсюда, с Заячьего острова, как известно, пошла история Северной столицы. С нее зачастую начинают знакомство с городом приезжие. Однако 110 лет назад этот памятник всерьез предлагалось снести.
© Фонды Российской Государственной Библиотеки
Впрочем, проект не нашел понимания у современников и даже не получил серьезного общественного обсуждения. А Государственная дума так и осталась в Таврическом дворце.
Уже в конце XIX века Санкт-Петербург столкнулся с проблемой транспортных заторов в центральной части города. Чрезвычайно интенсивным было движение по главной магистрали города — Невскому проспекту. В качестве решения градостроители предлагали пробить рядом проспект-дублер, чтобы от Дворцовой площади до Лиговского проспекта шла не одна, а сразу две крупных магистрали.
"Можно назвать три проекта — они все шли через Итальянскую улицу, надо было сносить здание Певческой капеллы (сегодня объект культурного наследия России), под снос попадал дворец Шереметева, нынешний Фонтанный дом (сейчас также объект культурного наследия — прим. ТАСС). Когда граф Шереметев узнал, что в городской думе рассматриваются эти проекты, он сразу написал гневное письмо городскому голове, что этого делать ни в коем случае нельзя, что это историческое здание, что оно его роду было царями было подарено, что сносить его нельзя, кроме того, там еще стоит рядом церковь Святой Варвары, которую тоже трогать нельзя", — рассказывает Сухорукова.
© Фонды Российской Государственной Библиотеки
Та же проблема — перегруженность дорожной сети — заставила в конце XIX века городские власти рассматривать проекты строительства метро. По одной из идей, поезда должны были пойти прямо по осушенному руслу Екатерининского канала, ныне канала Грибоедова. Другой проект — инженера Петра Балинского — предполагал строительство эстакадной городской железной дороги, как в Берлине.
© Public domain/Wikimedia Commons
"Предполагалось строительство эстакадного метро вдоль Лиговского проспекта, вдоль Фонтанки. Предполагалось, что оно будет соединять городские вокзалы между собой", — поясняет Сухорукова.
Проектов строительства метрополитена городским властям поступало много. В петербургской Думе было много сторонников этих идей, но приступить к их реализации мешал финансовый вопрос. Для строительства надо было брать заем, а для этого требовалось получить разрешение министерства внутренних дел — в те времена оно контролировало бюджеты городов, чтобы не допускать образования на местном уровне слишком больших долгов.
"Так как Дума была не самостоятельной в вопросе получения займа, проект отклонили, говоря, что проблему транспорта решит электрический трамвай, мол, его построят, и все станет замечательно. В 1907 году пущен электрический трамвай, но замечательно не стало — уже в 1910–1911 годах было понятно, что трамваи стоят на Невском в пробке. Тогда опять появляются проекты строительства метрополитена, Городская дума начинает разрабатывать проект метрополитена в 1916 году, к 1917 году будет готов проект — там две линии предполагалось, и было принято решение, что в центре города никакого эстакадного метро не будет, чтобы не нарушать облик города, лишь в районе Обводного канала предполагался надземный путь", — рассказывает Сухорукова.
Однако революция вновь заставила отложить планы строительства подземки. Новые власти рассматривали старые проекты, однако совпадений между дореволюционным планом и сегодняшней схемой метро почти нет. В результате первый участок метрополитена в Ленинграде появился лишь в 1940 году, а запущен был уже после войны.
Новый ритм городской жизни, стремление сохранить исторический облик города, проблема частых наводнений — все эти проблемы требовали решения.
"В конце XIX века возникает идея переноса центра города на Охту. Здесь было несколько соображений — уйти от наводнений, так как это более высокая часть города с наличием больших возможностей для современного строительства. Распределять там землю предполагалось не по принципу владения землей, а по принципу долгосрочной аренды, чтобы избежать спекуляции. Историческую застройку предполагалось оставить, но уже там не застраивалось бы ничего, все основные государственные организации предполагалось вывезти на Охту", — отмечает Сухорукова.
Идея переноса центра возникает и в 30-е годы XX века у главного архитектора города Льва Ильина. Новое сердце пролетарского Ленинграда он решил расположить на юге города — в районе современной станции метро Московская. Проект был реализован лишь частично — от него городу осталась сталинская застройка Московского проспекта, Московской площади и сопредельных улиц.
© Николай Науменков/ТАСС
Одной из современных достопримечательностей города на Неве мог бы стать олимпийский стадион, который планировалось в начале XX века построить на северной окраине — в районе современной Белоостровской улицы, между станциями метро "Черная Речка" и "Лесная". Принять главное спортивное состязание планеты Петербург должен был в 1920 году.
"Как говорил Николай II, который рассматривал этот проект 1912 года, проведение Олимпиады предполагалось в Петербурге в 1920 году. В 1916 году она должна была пройти в Берлине, а в 1920 в Петербурге", — отмечает Сухорукова.
Помимо стадиона, проект предполагал решение целого ряда инфраструктурных проблем, связанных в том числе с транспортом. Реализации этих планов помешали Первая мировая война, революция и Гражданская война. Первой же олимпийской столицей в истории России суждено было стать Москве в 1980 году.
Константин Крылов
Фото: © Петр Ковалев/ТАСС