Северная столица России не оставляет попыток привлечь еще большее внимание иностранных туристов. Наиболее перспективными кажутся проекты создания новых «туристских» территорий вроде Музейного квартала и даже введение безвизового режима с Европой на Масленицу.Поедет ли «средний» турист? Интерес к Петербургу среди отечественных и иностранных туристов растет. Туризм — это, в первую очередь, транспортная доступность, возможность забронировать гостиницу и получить визу. В Петербурге в каждом из трех сегментов произошли существенные подвижки, говорит вице-президент Российского союза туриндустрии Сергей Корнеев. Например, когда в 2009 году были отменены визы для пассажиров паромов на 72 часа, в итоге появились две паромные линии «Хельскинки-Стокгольм-Таллин». Сегодня авиакомпании связали Петербург со Стамбулом и Токио — в результате, взрыв туристского внимания с этих территорий. Облегчены и способы передвижения по самой Северной столице. По словам ответственного секретаря Транспортного совета при правительстве Петербурга Ирины Метель, с каждым музеем пришлось работать индивидуально, чтобы остановить хаотичное движение туристских автобусов в центре города без ущерба для отдыхающих. С Русским музеем планирование уже завершено — появилась остановка для автобусов на Конюшенной площади, вдоль Марсова поля и напротив Мраморного дворца. Наиболее открытым и готовым к общению оказался ГМЗ «Царское село»: в Пушкине автобусы вообще парковаться не должны — они обязаны высадить пассажиров и плавно отъехать на стоянку. «Мы решили так: когда турфирмы заявляют о посещении города Пушкин, они указывают и номер своего автобуса. Если потом водитель нарушит ПДД, то музей будет иметь полное право не заключать в будущем договор с этой компанией», - говорит Метель. По системе бронирования гостиниц Петербург обгоняет Москву — здесь путешественнику проще найти себе кров, всего лишь кликнув мышкой: более 300 гостиниц в Северной столице доступны для бронирования в режиме он-лайн. Но не только крепкие немецкие пенсионеры с видеокамерами интересуют питерский бизнес. «Сейчас основная задача, на мой взгляд — получить так называемых «средних» туристов: из среднего класса, среднего возраста, семейных людей. А также — получить количество повторных посещений, потому что в Париж, например, 80% туристов возвращаются», - говорит Сергей Корнеев. Весно, лето, осень, зима и снова весна Такое понятие как «сезонность» с петербургского небосклона постепенно уходит. В РСТ глубоко убеждены, что Петербург — город всесезонный, и увеличение количества туристов в новогодние каникулы только подтверждает это утверждение. «Если вспомнить историю, сто лет назад в Петербург — столицу Российской Империи — вся европейская аристократия приезжала зимой: на балы, рождественские, маслениченые праздники, а летом все разъезжались», - размышляет Корнеев. Много позже появилось гениальное изобретение советского интуриста — образ «белых ночей», превратившихся в бренд Северной столицы. Этот географический феномен распространен во всех северных областях, но некий романтический флер есть только в Петербурге — вместе с разведенными мостами и прогуливающимися по набережным парочками. «Этот образ перетянул туристический поток, конечно, на летнее время. Но работа ведется», - пообещал Корнеев. И турфирмы, и самих путешественников убеждают, что, во-первых, в низкий, зимний сезон посещение Петербурга обойдется дешевле, так как гостиницы снижают цены. Во-вторых, культурная жизнь города более чем активна: если летом театры отправляются на гастроли, а музеи увозят выставки заграницу, то осень-зима — это время премьер и открытия новых экспозиций. Есть у туриндустрии и еще более амбициозная цель: выйти на федеральный уровень с инициативой об отмене виз на въезд в Россию на срок до трех дней в низкий сезон. «Аналоги этой практики существуют — президент подписывал указ о безвизовом въезде на саммите АТЭС, был установлен безвизовый въезд на чемпионат мира по футболу, на Олимпиаду. Можно и расширить эту практику с целью развития делового, конгрессно-выставочного и событийного туризма. Петербург — безусловный лидер во всех направлениях», - пояснил вице-президент РСТ. Terra incognita Еще одно направление развития индустрии — это появление новых туристских территорий и кластеров. Петербург в этой сфере еще до конца свой потенциал не реализовал, например, вместе с администрацией Пушкинского района турфирмы разработали концепцию «Пушкин — город семейного туризма»: семья может приехать туда на отдых, а молодежь — отыграть свадьбу, благо в городе есть и храм, и Дворец бракосочетаний. Пушкин еще и родина Буратино — в игру вступает проект «Сказочная карта России». Есть и другие объекты притяжения: Малая Железная дорога, например. Еще ГМЗ «Царское село» планирует организовать в Александровском дворце музей I мировой войны, а в Александровском парке — создать парк развлечений. РСТ активно поддерживает и проект под названием «Царская дорога», который призван объединить территорию «Стрельна — Кронштадт — Ораниенбаум — Петергоф», чтобы туристы не ездили смотреть только на фонтаны. Давно обсуждается и создание Музейного квартала — туристской зоны от Новой Голландии до Исаакиевской площади, которая добавит к старому, «золотому» историческому центру неформальные достопримечательности вроде Музея водки и Музея кошки. Рассматриваются и территории Гатчины, и Ленобласти — например, Старая Ладога. За прошлый год в Ленобласти побывали 1 миллион 87 тысяч туристов. Из них только 350 тысяч иностранцев. «Иностранный турист» для Ленобласти — это либо финн, либо другой зарубежный гость, заехавший туда мимоходом после посещения города на Неве. «Проблемы у нас те же самые, что и в Питере, но регион не достаточно разрекламирован, и наша основная цель — поднять уровень информированности населения и потенциального туриста», - рассказывает глава комитета по физической культуре, спорту и туризму Ленобласти Сергей Важенин. Для развития таких территорий и привлечения новых посетителей обычно рестораны и гостиницы объединяются в некоммерческие партнерства, а затем предпринимают маркетинговые шаги для создания и продвижения продукта. «Сейчас это произойдет в Кронштадте и в области. В принципе, задача потихоньку начинает решаться: среднее время пребывания в городе увеличилось в последние несколько лет с 2,5 дней до 3,5 дней», - заявил Сергей Корнеев. Может показаться, что разница в один день не так уж велика, однако для Европы такие показатели просто феноменальны. Тем самым решается главная задача — увеличить время пребывания туристов в Петербурге. Экономическая выгода неоспорима, потому что миллион туристов, прибывших в город на один день, и тот же миллион гостей , но проживших под петербургским небом три полноценных дня — это, как принято говорить, две большие разницы, если учесть, что каждый оставляет в городе не менее 150-200 евро за сутки.