Спустя два месяца после того, как ЕС ужесточил пограничные требования к российским пассажирам, прибывающим в порты Европы на пароме, началась вторая волна ограничений. Как стало известно «Фонтанке», с 1 июля финны фактически запретили судоходным компаниям подсаживать в Петербурге туристов на круизные лайнеры – под угрозой того, что в Хельсинки придется досматривать всех, включая граждан ЕС. Российские туристические операторы уже несколько лет продают путевки на лайнеры, которые совершают круизы по Балтийскому морю. Во всех случаях Петербург не является начальной точкой данных круизов. Как правило, суда берут старт в Копенгагене и, после захода в Германию, Польшу и другие страны, попадают в наш город, откуда идут в Хельсинки и возвращаются в Данию.
Все туры делятся на два типа: первый – с посадкой в начальной точке круиза, то есть, как правило, в Копенгагене, второй – с посадкой в Петербурге. Последний вариант для россиян дешевле, так как не нужно дополнительно оплачивать авиаперелет. Как говорит вице-президент Российского союза туриндустрии Сергей Корнеев, в течение многих лет никаких проблем с подсаживанием российских туристов на круизные лайнеры в Петербурге не возникало. «Я сам лично был в таком круизе», – заметил он. Однако, как стало известно «Фонтанке», с 1 июля эта ситуация изменилась. Пограничные службы Финляндии разослали судоходным компаниям, работающим в Балтийском море (в основном, на этом рынке работают американцы), письма, в которых уведомили, что если они будут сажать туристов в порту Петербурга, то по прибытии в Хельсинки они будут проводить паспортный контроль всех пассажиров, включая европейцев.
Как объяснили «Фонтанке» в пограничной службе Финляндии, данное решение было принято на основе Шенгенского кодекса о границах, где указано, что в том случае, если круизное судно вышло из порта страны Шенгенского союза, зашло в порт третьей страны и там взяло на борт пассажиров, то оно теряет свою миграционную стерильность: по возвращении в Шенгенскую зону и приход в любой европейский порт местные пограничные власти должны досмотреть всех пассажиров вне зависимости от их гражданства. Аргументация простая: на борту граждане третьих стран могут смешаться с европейцами, которые при сходе с трапа не подлежат паспортному контролю, и нелегально проникнуть в страну. Исключений два. Первое – в третьей стране компания не берет на борт пассажиров. Второе, более туманное, – европейские пограничники, оценив риски, «связанные с внутренней безопасностью и нелегальной иммиграцией», решили, что проводить тотальную проверку всех пассажиров не нужно. По версии финских пограничных служб, если в третьей стране село меньше 10 человек, то доставать паспорта по приезде в Финляндию придется только им, а если больше – то проверять будут всех.
При этом, как рассказал «Фонтанке» директор по маркетингу «Орандж Тревел» Алексей Цхавардзе, которая продает путевки на лайнер Norwegian Sun американской судоходной компании NCL и которая первая пострадала от нововведения наших северных соседей, в среднем на каждый рейс они планировали подсадить около 30 человек. Почему ужесточение произошло только сейчас? Как заметил представитель финских пограничных властей, ранее граждане «третьих стран», включая Россию, садились на круизные лайнеры внутри Шенгенской зоны, однако в последнее время операторы стали предлагать новую услугу с возможностью посадки в Петербурге. И вдруг неожиданно финны обнаружили, что реальная практика пограничного приема такого судна не совпадает с законодательством. При этом там подчеркивают, что российские туроператоры могут избежать всех проблем, если будут сажать туристов не в Петербурге.
В чем разница между портами? Когда россиянин всходит по трапу лайнера в Финляндии, то за его плечами уже есть жесткий пограничный контроль, который он прошел при въезде в Шенгенскую зону. А в Петербурге он садится нестерильным – с миграционной точки зрения. Кроме того, как замечает финская сторона, согласно Шенгенскому законодательству, круизный корабль – это судно, которое следует из пункта А в пункт Б и нигде по дороге ни высаживает, ни берет пассажиров. Однако там есть одно смягчающее слово «обычно», которое позволяет делать исключения, и поэтому «пока» финская сторона будет считать суда, на которые в Петербурге садятся туристы, круизными – то будет досматривать всех.
Первую партию российских туристов «Орандж Тревел» планировал посадить на Norwegian Sun 1 июля, однако за день до этого в компании получили письмо от NCL, которая уведомила, что не сможет принять пассажиров в Петербурге из-за требований финских властей: если бы судоходная компания пошла на этот шаг, то в очереди на паспортный контроль выстроилась бы тысяча граждан ЕС. Более того: паспортный контроль им пришлось бы проходить при въезде в каждую следующую страну посещения (равно как и по выезде из нее). А это стало бы большим скандалом – Norwegian Sun вмещает около 2 тысяч человек.
Для того чтобы посадить своих туристов на Norwegian Sun, «Орандж Тревел» купил для них билеты на паром Princess Maria российского оператора St.Peter Line, который и доставил их в Хельсинки. До конца августа запланировано еще 6 туров, и в каждом случае посадка на лайнер будет происходить таким образом. Точную сумму, которую компании придется потратить в связи с ужесточением пограничных норм, в «Орандж Тревел» готовы назвать только после окончания сезона. Отметим, что стоимость стандартного пакета 10-дневного круиза начинается с 1,5 тысяч евро на человека. Отметим, что другие операторы пока не пострадали от нововведения финнов: они либо сажают туристов только в европейских странах, либо после Петербурга везут туристов в другие европейские страны, а не в Финляндию. Например, как рассказали «Фонтанке» в УК «Морской фасад», которая управляет одноименным портом, в четверг 4 июля из Петербурга в Германию без проблем ушел лайнер Costa Fortuna, на который в Петербурге сели 50 человек.
Впрочем, судя по всему, одними финнами дело не ограничится. Представители еще одного российского круизного оператора – «Инфлота» – получили в пятницу, 6 июля, письмо уже от шведских пограничных властей. Из него следует: до шведов дошла информация о том, что в петербургском порту происходит посадка пассажиров на круизные суда. «Если эта информация верная, то тогда очевидно, что такое судно больше не может считаться круизным», – замечают там, требуя прислать точное количество человек, которое планируется посадить в Петербурге, до 10 июля. Представитель «Инфлота» полагает, что теперь меры по цепочке ужесточат и остальные страны. Эксперты указывают, что с юридической точки зрения европейцы действуют согласно своему законодательству.
Однако, по их мнению, подлинная причина таких ужесточений – это нежелание пускать российских операторов на этот рынок. «Я не помню случаев, чтобы посадка наших туристов в Петербурге как-то провоцировала нелегальную миграцию, но, может, у финнов другие данные», – замечает Сергей Корнеев, который в целом очень удивлен этому новшеству. «Лоббизмом» эту ситуацию называет и глава паромной компании St.Peter Line Игорь Глухов (St. Peter Line осуществляет регулярное паромное сообщение между Петербургом и городами Скандинавии). Более того, в своем официальном сообщении компания обращается к губернатору Петербурга и «российским властям» с просьбой помочь отечественному бизнесу. Напомним, что первым раундом ужесточения пограничного режима стало введение 1 мая обязательного паспортного контроля во всех портах, куда прибывают паромы из третьих стран.
Ранее по правилам пассажиры проходили погранконтроль при въезде в Шенген и при выезде: например, если паром шел по маршруту Хельсинки — Стокгольм – Таллин, то штампы ставились в Хельсинки (на въезд) и в Таллине (на выезд). С 1 мая штампы на въезд и на выезд нужно ставить во всех портах захода, что уже повлияло на пассажиропоток: по словам Игоря Глухова, за это время он снизился на 25-30% – мало кому хочется вместо отдыха стоять в очередях на границе. Европейцы тогда объясняли необходимость изменений тем, что зачастую пассажиры не выходят из парома и не проходят паспортный контроль, а проверить судно большого размера, чтобы проштамповать паспорта таких людей, проблематично.