Первый блин — комом, первый рейс — пробный. Корреспондент «Фонтанки» пересек Балтику от Петербурга до Стокгольма и обратно через Таллин. Жизнь «Принцессы Анастасии», крупнейшего (не только в новейшей истории) российского парома, соединившего три столицы, в судовом дневнике. День первый. Кина и фена не будет Посадка оказалась сумбурной: еще за час до начала регистрации на первый рейс «Принцессы Анастасии», и почти что за четыре часа до отплытия, в здании Морского вокзала яблоку негде было упасть. Представители многочисленных туристических компаний искали «свои» окна, журналисты — свои. Редкие «обычные» пассажиры, купившие билеты, тоже явно чувствовали себя потеряно. Впрочем, на борт прошли все без исключений, причем едва ли не абсолютное большинство сделало это заранее. В первый рейс пассажиров, заволакивающих по высокому трапу немного громоздкие для четырехдневного плавания чемоданы (больше всего «Принцесса» приняла все-таки дам), провожал оркестр. Играли что-то торжественно-морское. По судну слонялись клоуны и фокусники. Пытались как-то завлечь в развлечения пассажиров, но те были больше настроены на обживание своих кают. С самого начала стало ясно, что с последним могут возникнуть проблемы: кто-то не мог открыть дверь магнитным ключом, у кого-то плохо работал замок, у других — розетка, у третьих не зажигался свет. В коридорах то и дело спешно ходили мастера на все руки — техперсонал старался максимально оперативно устранить все огрехи. Работали они споро, но первое ощущение было все-таки подпорчено. Разобрав чемоданы, и расставив в ванной тюбики, паромные жители захотели зрелищ. До отплытия оставалось еще немало времени. Вот тут клоуны оказались востребованы. Кто-то бродил по палубам, изучая корабль. Немногочисленных детей родители оставили на попечение в детской комнате, а сами отправились в один из баров на праздничный фуршет. А оттуда — на открытую палубу, понаблюдать за «феерическим шоу» - два буксира танцевали вальс среди льдов, сцепившись носами. Ужин затянулся. Пока все привыкали к меню, вежливый персонал главного буфета, состоящий в основном из эстонцев, распределял гостей по столикам. В отличие от финских паромов с весьма консервативными правилами, к которым петербургские туристы хоть и нехотя, но давно привыкли, на «Принцессе Анастасии» проход на ужин был по карточкам. Зато никто не останавливал людей, если им нужно было выйти, а затем вернуться обратно. Бананов из рук никто тоже не вырывал, опасаясь, как бы кто-то не наел лишнего. В общем, тут атмосфера сложилась добродушная и «вкусная». Те, кто утолил физический голод, спешили утолить и культурно-развлекательно-отдыхательный. И столкнулись с первыми неожиданными сложностями. Дамы, собравшиеся нарядиться в вечерние туалеты, с трудом придумывали, как соорудить на голове соответствующую ситуации прическу. Ни в одной каюте не оказалось фена, хотя в первоначальном пакете услуг он значился. Администраторы извинились, заметив, что это только первый рейс, а потом все точно будет. Такой аргумент многих не удовлетворил. Любители же активного отдыха потянулись к тренажерному залу, но он оказался пуст. Ответ все тот же: в следующем рейсе все будет по высшему номеру. Кинотеатра оказалось два, в холле даже стоял баннер одного популярного отечественного фильма. Но оба зала на время всего круиза оказались зарезервированы туристическими компаниями под бесконечные конференции. Вечер на пароме набирал обороты: в одном из баров началось лубочно-развлекательное шоу «Мюзик-холла», на верхней палубе должна была стартовать дискотека в корабельном филиале клуба «ХХХХ», россияне, законопослушно забывшие об азартных играх больше года назад, кажется, даже не покинув еще родные территориальные воды, устремились к игровым аппаратам и к рулетке. Бесконечные псевдонародные танцы закончились канканом, сменились выступлением «легендарной» группы «Пилотаж» (их выход несколько раз анонсировался по громкой связи). При отсутствии других развлечений немного заунывные зарубежные хиты шли на ура у взрослой части пассажиров. В «иксах» ведущая как-то пыталась завлечь публику на танцпол, но на него выходили все больше дамы, перебравшие с вином. Ближе к полуночи пришедших уже пытались завести танцовщицы go-go, но публика все не могла раскочегариться, заливаясь крепкими напитками и коктейлями у стойки огненно-рыжей барменши, явно привлекавшей намного больше зрителей, даже чем девицы, извивавшиеся у пилона. День второй. Безвременье Утро началось с ощущения потерянности в пространстве. Судно плыло в молоке, с кормы носа было не увидать, на палубе моросил дождь. На часах — возможно девять, а может быть, и семь. Кто-то перевел часы уже на стокгольмское время, другие предпочитали еще жить по Москве. Завтракать все отправлялись тоже строго по своим часам. Хотя судно перешло в полночь на шведское времяисчисление, проблемы с завтраком, обедом и ужином в этот день не было. Зато сразу возникли вопросы с прибытием. В программе, вежливо положенной персоналом в каждую каюту, Стокгольма не значилось вовсе. Шведская столица и встреча с оркестром были указаны на день позже. Тем не менее, ресепшен признался: будем сегодня, но когда? Запланировано в семь вечера, но ледовая обстановка у Петербурга уже задержала судно, насколько льды будут мешать в стокгольмском архипелаге — и вовсе неизвестно. Очередной фуршет навевал ощущение «дня сурка», те же канапе и казавшийся еще накануне весьма экзотичным кисель по рюмочкам. Качку для многих, кому надоело смотреть в туман за окном, не скрашивало даже шампанское. На пароме наступил большой тихий час. Большинство разбрелось в неведении по каютам коротать время от еды до еды, кто-то нарезал круги в магазине беспошлинной торговли. Другие пытались попасть в сауну, но многие не успевали — сауна-то жила по новому времени, а пассажиры еще — по-российскому. Часы окончательно вносили сумбур, показывая время сразу двумя часовыми стрелками с флагами. Некоторые, оставшиеся еще со времен, когда «Принцесса Анастасия» звалась «Олимпией» и «Pride of Bilbao», вообще отмеряли минуты по Гринвичу и Мадриду. «Сурочность» усилил и буфет. Меню, хоть и разнообразное, ничем не отличалось от предыдущего дня. Ни ассортиментом, ни порядком блюд. К ужину стало ясно - Стокгольм в этот день уже увидеть не удастся. В порт вошли затемно, оркестра как-то не случилось, «рукав» с берега уже час, как был закреплен на одном из выходов, но никого с опоздавшего на несколько часов судна не выпускали. Многие, кто собирался сойти с парома в Стокгольме, вместе с вещами и детьми вповалку сидели на коврах в коридоре, другие, ропща, упорно стояли в очереди. После прохождения паспортного контроля на въезде в ЕС, многие вернулись на борт. За окном был поздний вечер. Местной валютой обзавестись успели далеко не все, а ни на терминале в Петербурге, ни в шведской столице, ни на борту, обменного пункта не оказалось. Все уверения руководителя паромной компании «St.Peter Line» Игоря Глухова о том, что оборудование обменника готово, но по неизвестной ему причине не заработало, не грели душу простых пассажиров, оказавшихся в одном из самых отдаленных терминалов Стокгольма, откуда в центр ходят только пара автобусов, и те — только за кроны. Пешком до метро — минут двадцать, до ближайшей части центра — и того дольше. Побродив немного по портовым округам, они вернулись обратно. Те, кто уехал все-таки в город, вернулись, к слову сказать, без проблем. Терминал был открыт для всех без перерывов в любое время. Кстати, на будущее, в городе после пяти-шести вечера обменять валюту вряд ли удастся. Единственный припозднившийся пункт на вокзале закрылся еще в 21 час. День третий. Все в город За исключением журналистов, которых в этот день ждала работа - пресс-конференция, все желающие с самого утра отправились покорять Стокгольм. Во время встречи с представителями шведской столицы в очередной раз говорилось о том, какое значение имеет новая линия, связавшая Петербург и Стокгольм. Шведы были благодарны за открытие 72-часового безвизового режима (его пять лет назад начали разрабатывать, в первую очередь, для круизных пассажиров, направляющихся в Петербург), но пообещать аналогичный режим у себя для россиян не могли. В шенгене отдельные страны не могут заниматься безвизовыми вольностями. Игорь Глухов на расспросы журналистов пообещал в будущем придумать, как развлекать туристов на борту в день перехода до Стокгольма, при этом проводя параллели с финскими коллегами не в пользу увеселительных программ последних. На лето, когда ожидается самый большой наплыв путешествующих, в Стокгольме готовят экскурсионные программы, пообещал Глухов. От речных мини-круизов прямо с терминала до центра города, до прогулок на яхте с личным поваром в шхерах. За отдельную плату. Несмотря на то, что паром опустел, в барах вовсю готовились к отсроченному на сутки дню дурака, медсестры бинтовали Ленина, мумия просила проводить до каюты, санитары готовы были обеспечить носилки всем нуждающимся в срочной госпитализации. Бесхитростно и всепоглощающе. Едва пассажиры вернулись на борт, в клубе уже снова готовился выступать «Мюзик-холл». Номера — новые, но основное направление — все тоже. Впрочем, европейской публике, которой заметно прибавилось после Стокгольма, все эти «калинки-малинки» были по душе. Правда, Ленина под ручку с мумией они слегка недопонимали, но вежливо улыбались. Даже вкусные мидии и оленина на третий ужин уже не так радовали глаз и язык. Все остальные блюда к этому моменту тоже были распробованы. Вечером снова по заведенному маршруту: от «Мюзик-холла» к «Пилотажу», затем «ХХХХ» и спать, заглянув на ветреную палубу. День четвертый. Далеко ли до Таллина? После к опозданий и задержек во льдах, приятной неожиданностью стало абсолютно пунктуальное прибытие в Таллин. На прогулку по старому городу, расположенному всего в полукилометре от порта, по плану несколько часов. Пока в этот город, которые в советские годы был излюбленным местом российских туристов, попасть можно было только посуху. Да и то с проблемами: поезд из Петербурга давно не ходит, автобусы идут восемь часов, путешествующих на машине подстерегают пробки на границе. Поэтому морской путь — самый удобный. Мэр Таллина Эдгар Сависаар напомнил, что раньше паромы из Петербурга приплывали регулярно и пора возобновить традицию. Председатель правления Таллиннского порта Айн Кальюранд и вовсе рассказал, что для российских туристов, доля которых только за прошлый год увеличилась на 47%, порт готов к расширению. В частности, готовится проект по обустройству еще одного причала, а если того потребует ситуация, они готовы инвестировать в развитие своей инфраструктуры, чтобы паромы из Петербурга шли не только из Стокгольма и один раз в неделю, но и напрямую из северной столицы России. И каждый день. Паромной компании пришлось в очередной раз заверить, что они планируют расширение своего флота не только за счет аренды паромов с правом выкупа, как это сделано в «Принцессой Анастасией», но и за счет строительства нового. Но позже, когда станут понятны тенденции развития рынка паромных перевозок. И Таллин стоит особняком среди предполагаемых маршрутов. Кроме усиления линии в Хельсинки, следующим шагом может стать встречный паром Петербург-Таллин-Стокгольм. Вечером, после прохождения таможенных формальностей с выездом из Европейского союза, тот же ужин, те же танцы и клубы. И надежда быть дома с такой же точностью, что и у эстонских соседей. День пятый. Пять часов ожидания Несмотря на то, что всем было с самого начала очевидно, что без опозданий попасть в Петербург к обозначенным в расписании 8 часам утра не удастся, корабельное радио ожило уже в семь утра. Впрочем, многие его проигнорировали и продолжили спать. Поднявшимся рано удалось провести долгие часы за неспешным завтраком — ресепшен сразу предупредил, что до полудня нечего и надеяться попасть на работу и домой. При этом сказать, где плывем паром и сколько градусов ожидается в Петербурге, там тоже затруднились ответить: «Понятия не имею», извиняющимся тоном сказал явно уставший от расспросов и невозможности помочь, как бы он ни хотел, эстонский член команды. - «У нас нет ни информации, ни даже Интернета». Связи с глобальной паутиной, по крайней мере у пассажиров, не было пятые сутки. К полудню добрались до Морского вокзала. Все спустились в холл перед выходом. И повторилась стокгольмская картина: час никаких новостей и никакой информации. Администратор, расслабившись по прибытию, не затруднила себя поиском вежливого ответа для «мариновавшихся» уже час пассажиров и без того опоздавшего судна: «я не знаю, зачем вы там стоите, мы еще на высадку никого не приглашали», передала ее слова одна из тех, кто попытался узнать хотя бы сколько еще ждать. Попытавшихся вернуться в каюты ждало разочарование: магнитные ключи у некоторых перестали работать. Их стали менять. Тем временем подали трап. Выйти из здания Морского вокзала удалось только после двух часов дня. Дамы стаскивали вниз потяжелевшие чемоданы, держа в руках многочисленные пакеты с приобретенными заграничными товарами. На причале встречал оркестр. За пять дней он поредел до пяти музыкантов, был нестроен и играл джазовые импровизации на тему «Катюши». P.S. Несмотря на все трудности в пути, стоит сказать: и фены появятся, и велотренажеры поедут, и танцы будут новые, но переплыть Балтику из Петербурга можно уже сейчас.