Библиотеки Петербурга уже давно не только про книги. Они проводят культурные и образовательные мероприятия, профессиональные форумы, на которых рассказывают как делать видеоролики с помощью нейросетей и развивать соцсети.
Краеведение как одно из основных направлений тоже принимает нестандартные формы: экскурсий по кладбищам, прогулок тропами участников Ленинградского рок-клуба, подкастов и интерактивных карт.
За каждым заметным проектом, через который любой желающий может бесплатно познакомиться со своим районом или городом в целом, стоят люди и идеи. «Фонтанка» рассказывает о некоторых из них.
Прогулки с Горшком и другими музыкантами
В августе библиотека «Ржевская» в Красногвардейством районе пригласила посетителей на «веселую прогулку с Горшком и парой историй». Завсектором краеведческих проектов Алёна Белевич провела гостей по местам связанным с Михаилом Горшеневым и музыкантами группы «Король и Шут». Пешеходный маршрут раскинулся от проспекта Косыгина аж до улицы Рубинштейна, 13, где располагался Ленинградский рок-клуб. Этим путем Горшенев и Балунов ходили туда на концерты.
Когда сезон прогулок закончился, рассказ о фронтмене «Короля и Шута» и местах его соприкосновения с районом, — а Горшеневы как раз жили на Косыгина и здесь же создавались первые песни, — превратился в лекцию, которая стала частью проекта «По следам Ленинградского рок-клуба на Охте». В центре внимания оказались люди — звукорежиссер Андрей Тропилло, битломан Коля Васин, Виктор Цой и Михаил Горшенев.
«Я знаю, что во многих библиотеках есть проекты, посвященные известным и популярным музыкантам, писателям, которые жили поблизости, и они всегда пользуются большим успехом. Нам же во многом повезло, что Охта притянула к себе почти весь костяк рок-клуба, а в год 50-летия нашего района отмечали 50-летие Михаила Горшенева, вышел сериал [посвященный группе „Король и Шут“], — рассказывает Алёна Белевич. — Открытием стало и то, что Сергей Курехин одно время часто бывал на Охте, где на проспекте Энергетиков была репетиционная точка. Цой жил на Блюхера. И здесь можно бесконечно рассказывать. Мы постарались продемонстрировать, как место и его история влияют на человека, на его жизнь и творчество. Лекции вызвали живой интерес у публики, на некоторые из них приходили с детьми».
В рамках проекта провели восемь встреч. Конечно, библиотечные экскурсии и лекции — это камерные вещи. Зарегистрироваться на мероприятие может не каждый и не всем записавшимся удается прийти. К счастью, в век технологий многие лекции записывают на видео и выкладывают в сеть. Так и лекции о музыкантах сейчас можно посмотреть на странице библиотеки во «ВКонтакте».
Это не первый большой проект «Ржевской». По словам краеведа, в какой-то момент команда библиотеки пришла к выводу, что было бы удобнее всего слушать короткие тематические циклы — так лучше воспринимается информация, и человеку интереснее приходить за продолжением. «Не зря же у нас так популярны сериалы», — отмечает краевед. Второй необходимый компонент — это люди и человеческие истории.
«На самом деле история жизни всегда связана с теми местами, где человек рос, жил, куда приезжал. Поэтому, задумав цикл по советской архитектуре, мы попросили нашего прекрасного лектора Дмитрия Гусарова рассказать не только собственно об архитектурных стилях и направлениях, но и о самих архитекторах. Цикл имел большой успех, более того, сам лектор был очень рад, что смог поделиться историями этих замечательных людей», — поделилась наблюдениями Белевич.
«Но на самом деле секрет таких проектов не только в том, чтобы найти материал, выстроить тематическую линию, но и в том, чтобы создать команду увлеченных людей. Драйвером нашего проекта с рок-музыкой стал мой супруг Павел Белевич, который является настоящим экспертом по той эпохе, был лично знаком с Джорджем Гуницким, редактором рукописного журнала „Рокси“, Валерием Кирилловым, барабанщиком группы „Зоопарк“, в бытность студентом РГИСИ глубоко изучал творчество Сергея Курехина. Именно с ним мы пришли к, я считаю, отличной идее парных лекций, где один лектор является краеведом, а второй — экспертом по теме», — добавила она.
В 2025 году библиотека планирует запустить еще один тематический цикл, который будет посвящен охтинскому литератору Николаю Помяловскому. Собеседница характеризует его как талантливого автора с трагической судьбой и участника «Клуба 27» середины XIX века. Узнать, почему это так, посетители смогут на лекциях нового формата — с интерактивными и иммерсивными элементами.
Также в конце 2024 года под авторством Белевич вышла книга «Охтинские сказки», в которой собраны рассказы об истории района, часть из которых написали дети в рамках литературного конкурса. Иллюстрации с ним создали с помощью нейросети. Сборник можно почитать во всех библиотеках Красногвардейского района, а иногда даже купить, но подробности об этом лучше искать в соцсетях.
Воспоминания жителей «Тихих улиц»
В 2022 года библиотеки Московского района запустили проект heARchitecture, в рамках которого создавались аудиоэкскурсии, посвященные архитектуре и истории Московского проспекта. Можно идти вдоль улицы и слушать подкаст о зданиях, встречающихся на пути. Сейчас на странице проекта в VK есть три маршрута: от станции метро «Сенная площадь» до «Технологического института», от «Технологического института» до «Фрунзенской» и от «Фрунзенской» до «Московских ворот».
«Мы не получили громадный отклик и трафик, но те, кто прогулялся с нашей экскурсией, были довольны. Отмечали, что это комфортный формат, а главное — они узнали много интересного из бытовой, повседневной жизни города в прошлые века», — рассказала «Фонтанке» организатор проекта, специалист Библиотеки друзей Екатерина Смолякова-Орлова.
Сейчас heARchitecture ушел на паузу, но вскоре работу над ним возобновит новая команда, и тот вернется в обновленном формате. Автор пока сосредоточилась на развитии другого проекта — «Тихие улицы», запущенного в 2024 году. в рамках него собирались воспоминания жителей района. Внести свой вклад и поучаствовать мог любой желающий.
«Этот проект тоже о повседневности жителя города на улицах Московского района. Он получил больше отклика, так как здесь больше взаимодействия с людьми и задействована команда в два раза больше, чем heARchitecture. Проходят встречи со знаменитыми жителями района, лекции по истории и архитектуре. Мы ведем краеведческую группу в VK, проводим экскурсии и в прошлом году выпустили сборник „Московский район глазами очевидцев“. В нем опубликованы воспоминания жителей Петербурга о районе за период с 1940 по 1990-е годы», — говорит Смолякова-Орлова.
Из текста читатель узнает о том, как строился и развивался район, как был устроен быт и досуг его жителей, которые переезжали в собственные квартиры после коммунальных комнат, а также личные истории о любви и свиданиях, детстве и хулиганстве, о студенческих посиделках и о работе в крупнейших НИИ Ленинграда. Как промежуточный итог: тираж сборника уже закончился, мероприятия проекта посещали от 20 по 50 человек.
Первая встреча в 2025 году уже состоялась. Ее героем стал 99-летний ветеран, житель Блокадного Ленинграда Валерий Сорокин. В этом году страна отметит 80-летие победы в Великой Отечественной войне. Акцент в работе над «Тихими улицами» как раз сместится в эту сторону, и новый сборник посвятят послевоенному восстановлению города.
Екатерина считает, что такой проект можно было бы масштабировать и на другие районы города, но для подобных свершений нужен личный интерес авторов.
«Эта работа помогает найти привлекательность в районах, которые кажутся типовыми. Если жители Парнаса узнают, что до появления высоток, в которых они живут, где-то там стояли деревянные домишки, — про которые есть захватывающие истории о том, как там ловили преступников, например, — им станет гораздо интереснее жить в этом районе, потому что появляется история», — отмечает она.
Экскурсии по кладбищам и храмам
Один из популярнейших форматов рассказа об определенной местности, жителе города, архитектурном стиле или времени — краеведческие экскурсии. Если библиотека сотрудничает с профессиональным экскурсоводом, который умеет подать материал интересно, это можно назвать ее визитной карточкой.
Часто основной интерес авторов таких мероприятий связан с архитектурой. Например, библиотека «В Озерках» недавно провела лекцию об архитектуре в новой, нашумевшей экранизации «Мастера и Маргариты», московские сцены в которой снимались в Петербурге. Об этом, а также сходствах и различиях образов столицы в экранизациях и литературном первоисточнике слушателям рассказали архитектурный фотограф Любовь Черник и искусствовед Анна Контуашвили, сотрудничающая с библиотеками Выборгского района.
«Мне нравится исследовать связи между архитектурой, идеологией и тем, как-то или иное здание воспринимали современники, — рассказывает Анна. — Поэтому люблю рассказывать про архитектуру советского периода — начиная от авангарда 20-х и заканчивая брутальными сооружениями 80-х. В этом году хочу погрузиться в исследование промышленной архитектуры Выборгской стороны дореволюционного и советского периодов, а ещё подробно рассмотреть трансформацию стиля жизни рабочих после революции».
На вопрос, какая из ее экскурсий запомнилась ей больше всех, Анна вспоминает о культовой архитектуре, расположенной неподалёку от Поклонной горы. «Так получилось, что в этой местности собралась удивительная компания — Церковь евангельских христиан-баптистов, Всемирный духовный университет „Брахма Кумарис“ и Церковь Адвентистов Седьмого Дня. При этом, на самой поклонке раньше располагалась дача Петра Бадмаева, который сыграл не последнюю роль при строительстве дацана. После Великой Отечественной войны, на горе возвышался памятник Сталину работы Владимира Ингала. Дача сгорела, памятник демонтировали, но вся эта история показалась мне крайне интересной и даже фантасмагоричной. Я решила сделать экскурсию про бурную религиозную жизнь озерковской местности. Кстати, в баптистской церкви нас приняли очень радушно, а вот в адвентисты, к сожалению, к себе не пустили».
Искусствовед и краевед Виктория Прокуратова сотрудничает с Центром петербурговедения при библиотеке имени Маяковского и в основном водит экскурсии на территории Красногвардейского района. Она признается, что у нее три любимых темы: архитектура, современная скульптура и Малоохтинское старообрядческое кладбище.
«Люди охотно посещают все экскурсии на эти темы, но самая популярная — кладбищенская. Наверно, это обусловлено тем, что не каждый рискнет гулять по старинному некрополю, а тут вроде как с экскурсией, уже не так страшно. Да и само кладбище овеяно мифами, легендами и флером загадочности. Оно является одним из самых старинных некрополей в Петербурге, получило свой официальный статус еще при Екатерине II. В исторической части некрополя до наших дней сохранилась пара надгробий конца XVIII века и много надгробий XIX века. На этой основе и сложился маршрут о купцах-старообрядцах, который я повторяю каждую осень по нескольку раз, и с удовольствием повторю в 2025 году», — говорит она.
Что касается архитектуры, автор отмечает, что территория Малой Охты богата памятниками конца XIX — начала XX веков, постройками 1980-х, 1990-х, 2000-х годов и строящимися современными проектами именитых архитекторов. Все это разнообразие становится благодатной почвой для создания экскурсионных маршрутов. Сейчас в арсенале Виктории два таких маршрута и в новом сезоне она хочет опробовать уже написанный третий.
В ее экскурсионном расписании прослеживается ярко выраженная сезонность: конец весны — начало лета — время для архитектурных экскурсий, разгар лета — самое то для прогулок по Малоохтинскому парку и саду Нева, а также знакомства с современной скульптурой, а осенью она вместе с экскурсантами посещает кладбище. Среди необычных форматов искусствовед выделяет иммерсионную книгоцентричную экскурсию по произведению уже упомянутого выше писателя Николая Помяловского, жизнь и творчество которого связаны с Охтой.
«“Поречан» я провожу один-два раза в год из-за сложности в подготовке. На маршруте участвуют актеры, которые играют роль главных героев повести. Им надо добыть костюмы, раздать текст, показать место встречи. С ними надо репетировать. Это отнимает много сил и времени, но я стараюсь сделать хотя бы одну такую экскурсию в год ради улыбок экскурсантов. А потом они идут искать золото. Спойлер: всегда находят», — рассказывает Виктория.
Как сделать экскурсию интересной
Изучая контент городских библиотек, «Фонтанка» отфильтровывала все, что субъективно могло вызвать скуку и возвращало в школьные времена, когда экскурсовод, лектор и учитель просто пересказывает факты из «Википедии», и у него не получается захватить и удержать внимание ребенка. Что уж говорить о взрослом, которого уже не так просто удивить и заинтересовать. Плюс, имея негативный опыт в детстве, он вряд ли захочет его повторить в сознательном возрасте, а часто именно такой интеллектуальный продукт и предлагается.
Грешить на формат классических экскурсий и называть его устаревшим не стоит — каждый формат находит своего почитателя, считают собеседницы «Фонтанки». Вопрос скорее во взаимоотношениях, которые устанавливаются между экскурсоводом и экскурсантами.
«Вот это отношение экскурсовода к экскурсантам как бы свысока — оно уже неактуально. Бывает так, что у экскурсовода идеальная речь, отличный внешний вид и красивый маршрут с интересными фактами, а вот, как говорит молодежь, не заходит. Вот вроде все идеально, а информация не запоминается, потому что зацепиться не за что. Сейчас уже нельзя мыслить экскурсию просто как процесс передачи знаний об объектах. Изменились и публика, и контекст. При желании, любой человек может найти информацию о любом здании, личности или улице в пару кликов на смарфтоне. Люди приходят на экскурсии уже не столько за новыми знаниями, сколько за впечатлениями и сменой обстановки», — говорит Виктория Прокуратова.
Поэтому важно, какую атмосферу создает экскурсовод для группы. В каком-то смысле ему нужно быть артистом, чтобы удерживать внимание и доносить смыслы до аудитории. «Высший пилотаж, это, конечно, когда экскурсанты перестают чувствовать течение времени в процессе экскурсии, забывают о своих смартфонах и уходят с прогулки с новыми мыслями в голове», — отмечает Виктория.
Этой цели служат несколько популярных сейчас форматов. Например, иммерсивная экскурсия, предполагающая наличие какого-то интерактива (сценок с актерами, работы с картами и предметами и т. д.). Медиация подразумевает осмотр и познание объекта показа через диалог экскурсовода и его подопечных. Квест нацелен на выполнение заданий, дрейф — прогулка без цели с опорой на чувственное восприятие и взаимодействие с окружающими объектами. Пешеходные челленджи позволяют собственными ногами пройти чей-нибудь путь. Так, на базе музея «Невская застава» можно повторить маршрут жителя блокадного Ленинграда. Сотрудники музея составляют их на основе дневников, воспоминаний, архивных материалов.
С развитием информационных технологий появились экскурсии и вовсе без физического участия экскурсовода — тот же проект heARchitecture, а в Приморском районе сделали интерактивную карту неформальных топонимов. По ней можно «ходить» онлайн и узнавать, как местные называют те или иные места. Если с «Кукурузиной» и так все понятно, то карта подскажет, что такое «Бега», «Ситик» и где находится «Пентагон».
«По моим наблюдениям, большим успехом пользуются авторы, работающие с узкими и уникальными темами, основывая свои лекции и экскурсии на собственных исследованиях. Например, Александр Семёнов — исследователь архитектуры и соавтор проекта „Клизма романтизма“, рассказывает о таком интересном феномене, как архитектура 1990-х и 2000-х. Думаю, очень здорово, что Александру удалось изменить отношение многих к этому сложному и спорному архитектурному явлению, а шуточный термин „капром“ крепко вошёл в обиход», — считает Анна Контуашвили.
«На мой взгляд, в мире, перегруженном информацией, — продолжает Анна, — людям не всегда хочется узнавать новые факты, но интересно получить новый опыт взаимодействия с городской средой. Например, мне очень нравится „Красненькая биеннале“ куратора Екатерины Васильевой, которая проходила уже в третий раз возле Красненькой речки. Это удивительный проект, охвативший территорию в 5 километров. Художники, работающие в различных медиумах, создали объекты и показали перформансы, которые стали результатам их личного проживания городского пространства. Правда, не всем подходят практики, предполагающие активное включение, что возвращает нас к привычной экскурсионной форме».
Почему такие проекты есть не в каждом районе
Все библиотеки в той или иной степени создают краеведческие проекты. Среди них немало интересных, но о них не всегда знает потенциальная аудитория — в первую очередь местные жители, горожане, а если брать выше — туристы. Ведь некоторые учреждения бесплатно выдают продукты вполне себе туристического уровня.
Собеседники «Фонтанки» указывают на три основных возможных причины, почему так происходит. Во-первых, какие-то библиотеки не продвигают свои мероприятия или вкладываются в это недостаточно, что в век Интернета становится значимым фактором. Во-вторых, нужны люди, заинтересованные в таких проектах, готовые над ними трудиться. Ведь помимо творческих задач, у сотрудников бюджетного учреждения есть другие «рутинные» задачи, которые нужно выполнять. В-третьих, проблема может скрываться в отсутствии или недостатке финансирования первого, второго или обоих пунктов сразу.
Флагманами, где, похоже, все три компонента в порядке, можно назвать библиотеки имени Маяковского и Лермонтова, а по районам — Красногвардейский, Выборгский, Приморский, Московский, Петроградский, Василеостровский. На них, разумеется, список не заканчивается, так что это может быть хорошим поводом для посещения сайта или соцсетей библиотечной системы вашего района. Там можно найти афишу и много чего полезного, до чат-ботов, аудио и видеоэкскурсий, лекций и подкастов.
«Помимо экскурсий и лекций, новое поколение сотрудников ищет иные формы репрезентаци собранных материалов. Например, в библиотеке и арт-резиденции „Шкаф“ Красногвардейского района в 2023 году проходил невероятный проект под кураторством Анастасии Сергеевой — „Угол“. На протяжении полугода современные художники исследовали историческую местность вдоль берегов Охты, а результаты представили на одноимённой выставке. А в библиотеке „Семёновская“ сделали целую напольную игру и выпустили книжку», — перечисляет Анна Контуашвили
«У большинства районных библиотек есть что предложить. Проблема в том, что люди, зачастую, не только не знают о существовании краеведческих проектов, но и о существовании самих библиотек. Мне неоднократно попадались экскурсанты, которые с удивлением спрашивали: „А что, библиотеки еще существуют? И мероприятия проводят? И книги можно брать бесплатно? Чудеса!“. И дело здесь не в слабой рекламе библиотек, а в том, что сейчас на людей сваливаются огромные потоки информации и библиотекам с их мероприятиями трудно пробиться через большую конкуренцию за внимание. Повторюсь: у библиотек есть прекрасные сайты, телеграм-каналы, группы в социальных сетях, где публикуются афиши мероприятий и информация о текущих проектах. К тому же, большинство мероприятий в библиотеках — бесплатные. Но пока лучше всего работает старое доброе „сарафанное радио“: один сходил, скажем, на экскурсию — передал другому. Другой удивился, что библиотеки существуют, и тоже пришел. Парадокс, но это так», — подчеркивает Виктория Прокуратова.
Полезные ссылки, где искать информацию:
Центральная библиотечная система (ЦБС) Красногвардейского района: «От библиотеки до…» — расписание экскурсий от районных библиотек
«Красна Карта» — интерактивная карта района с карточками объектов, пешеходными и велосипедными экскурсионными маршрутами для самостоятельных путешествий.
Бесплатные орнитологические экскурсии от администрации Красногвардейского района.
ЦБС Невского района: «НЕпросто город» — иммерсивные аудиоспектакли-прогулки.
ЦБС Красносельского района: «Виртуальный музей Красносельского района» — виртуальные прогулки, пешеходные маршруты, информация о достопримечательностях и личностях, афиша детских мероприятий.
ЦБС Приморского района: «Затрубье» — исследование местности, расположенной за станцией метро «Беговая» и образовавшейся около 30 лет назад. Краеведение по горячим следам.
Межрайонная централизованная библиотечная система им. М. Ю. Лермонтова: «Измайловская слобода» — интерактивная карта микрорайона, экскурсии.
Фестиваль «День Дома» — проводится с 2015 года по инициативе Библиотеки Голицына. Экскурсии по историческим зданиям Петербурга, гидами выступают библиотеки и другие культурные учреждения.
Евгения Горбунова, «Фонтанка.ру»
Фото Михаил Огнев / «Фонтанка.ру»